ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА (Для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Опубликовано в еженедельнике "Дитячий садок" №5, 2011 г.
«МАСЛЕНИЦА»
Ведущая 1: Добрый день!
Ведущая 2: Здравствуйте! Рады приветствовать вас. Сегодня Масленица!
Ведущая 1: Ребята, а знаете ли вы, что такое Масленица? (Ответы)
Ведущая 2: А еще масленицу называют сырная неделя, скажите, почему? (Ответы) Правильно на этой неделе пекли блины с маслицем, готовили разные кушанья с сыром.
Ведущая 1: Эта неделя посвящена– примирению с ближними, прощению обид. Масленица – это время, которое нужно посвятить добрым делам и доброму общению с родными, друзьями, именно поэтому люди ходят в гости в эти дни.
Ведущая 2: А сегодня у нас в гостях батюшка Андрей. Давайте спросим у него, что такое Масленица.
Ведущая 1: А в последний день Масленицы люди вспоминали всех тех, кого обидели и обязательно просили друг у друга прощения. Этот день так и называется – Прощенное воскресенье. А на следующее утро в понедельник начинается Пост.
Ведущая 2: А что такое Пост? (Ответы) Еще с давних времен Крещения Руси повелась традиция поста – верующие люди, «постятся» - не едят мясо, молоко и яйца, а еще стараются совершают хорошие, добрые дела, никого не обижают.
Ведущая 1: А какие это добрые дела, знаете? А мы сейчас поиграем. Я буду называть поступки, которые совершают ребята, если они хорошие, то хлопните в ладоши, если плохие, спрячьте ручки. Хорошо? (Игра) Молодцы.
Ведущая 2: А что нужно сделать, если плохой поступок ты все-таки сделал? Правильно, попросить прощения. А что такое стыдно? Когда бывает стыдно? (Ответы)
Ведущая 1: После Сырной недели начинается Великий пост, когда люди готовятся к Светлому празднику – Пасхи. В народе говорили раньше «Не все коту Масленица – придет и Великий Пост», когда хотели напомнить, что веселье заканчивается, нужно потрудиться.
Ведущая 2: В этом году Масленица началась (дата) и закончится Прощенным воскресеньем (дата). Не забудьте и вы попросить прощения у своих близких, помириться с теми, с кем вы были в ссоре, чтобы с чистым сердцем закончилась ваша Масленица.
Ведущая 1: А вы умеете мириться? (Ответы) Давайте поиграем в игру-мирилку. Она очень полезна для тех, кто поссорился, посмотрите, как в нее играть. (Музыка. Ведущие взяли друг друга за мизинцы и приговаривают «мирилку»)
Как на Масленой неделе рядом мы в гостях сидели
Раз-два-три, если виноват – прощенья попроси. (говорят друг другу: Прости)
Ведущая 2: Хорошо вы поиграли, да немножечко устали, а теперь, посидите, да представление наше посмотрите.
Ведущая 1: Ребята, сегодня мы с вами посмотрим сказку, которая называется «Приключения на Масленицу». Тихонько сидите, если герои попросят помочь – поможете?! (Ответы) А вы помните, как артистов позвать? Правильно похлопаем.
(Звучит музыка. Открывается занавес).
Кукольный спектакль - сказка
Действующие лица: Баба, Дед, Блинок, Мышка, Собака, Петушок, Кошка.
Декорации, атрибуты: дом, деревья, дрова, 4 игрушечных ведра.
Ведущая 2: Далеко-далеко отсюда
Где еще не бывали люди,
Стоит Царство Чудес,
А в нем сказочный лес –
Сосны до небес.
Тот, кто в этот лес войдет,
Сразу в сказку попадет!
Ведущая 1: Баба с дедом там жила,
Щи варила, шерсть пряла,
Да еще блины пекла -
Неделя сырная была.
( Звучит музыка. Выходит баба.)
Баба: (поет): Как пойду я, как пойду,
По амбару помету,
По сусекам поскребу,
Растоплю я жарко печь
Нужно мне блинов напечь.
Дед: Что шумишь ты так с утра,
Разбудила старика.
Баба: Дед! А дров-то в печи нет
Дед: Ох, тяжело дрова рубить.
Баба: Может помощников пригласить?
Дед: Да кого ж мы позовем
Столько лет одни живем…
Баба: Да ты, ребят из д\сада (школы) попроси. (Музыка. Уходит.)
Дед: Ребята, кто мне поможет, выходи.
Ведущая 2: Ну-ка, мальчики, выходите, дрова во дворе соберите. (выбирают 2-х мальчиков, они выходят перед ширмой и собирают на полу дрова): (Музыка)
Дед: Спасибо, ребята, помогли старику
Теперь я печку сам растоплю. (Музыка.Уходит)
(Музыка. Идет баба.)
Баба: А я бы блины напекла,
Да кончилась в избе вода
Нечем и посуду помыть
Ой, ребята, как мне быть? (Ответы)
Ведущая 1: Ребята, бабушке помогите
Воды в избу принесите.
(выбирают несколько детей, они выходят перед ширмой и с ведущей
подают ведра) (Музыка)
Раз-два-три воду поскорей неси!
Раз-два-три Бабушке помоги!
(подают 4 ведра на ширму)
Баба: Спасибо, дети, бабушке помогли.
Ведущая 1: Молодцы, ребята, садитесь на места!
Баба: С дедом печку растопила
На молоке тесто замесила,
Блины тонкие выпекала
Маслом вкусным поливала.
Вот подрумянился бок
Ах, какой получился Блинок! (Музыка. Появляется Блинок)
Полежи, остынь, Блинок-румяные бока,
Ну, а я устала, пойду отдохну пока. (Музыка. Баба уходит.).
Блинок: Ох, лежать-то надоело!
А ведь сырная идет неделя ...
Все в гости ходят …, а старики – одни… (думает)
Надо гостей к ним позвать,
Масленицу вместе встречать.
Я же не просто так Блинок –
Я деду и бабе теперь как сынок.
Ведущая 2: Блинок по дорожке покатился, песенкой своей хвалился. А навстречу ему … (Музыка. Идет Мышка.)
Дети: Мышка!
Мышка: (поет) Я Мышка-норушка
Вот носик, два ушка.
Мерзнут лапки – не могу
В норку я скорей бегу.
- Какой свеженький Блинок,
Укушу, тебя, дружок.
Блинок: Не ешь, меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет) На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут.
Тебя, Мышку, в гости ждут.
Чтоб на сырной-то неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)
Мышка: Масленица? Блины?…
Да как же я пойду в избушку?
Обижала я старушку.
Вчера по лавочке бежала,
Хвостиком своим махала –
Вот яйцо и разбилось. -
Стыдно теперь… Что же делать?
Ведущая 1: Ребята, что делать? (Ответы)
Мышка: Спасибо, ребята!
Побегу прощение у бабушки попросить.
На Масленицу стариков посетить. (Музыка. Убегает.)
Ведущая 2: Блинок по дорожке катился. А навстречу ему … (Музыка. Идут Барбос и Блинок.)
Дети: Собака!
Барбос: (поет): А я верный пес Барбос
Укусить могу за нос.
Хвостик у меня колечком
И живу я под крылечком.
Какой румяненький Блинок,
Укушу, тебя, за бок!
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет): На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут
Тебя, Барбоса, в гости ждут.
Чтоб на масленой неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)
Барбос: Масленица? Блины?…
Да как же я пойду туда
Обижал я - старика.
Этой ночью лаял я,
Чтоб не спала вся семья.
Ох, совестно как… Что же делать? (Ответы)
Барбос: Побегу прощенье у дедушки попросить
Стариков на Масленицу посетить.
Чтоб на сырной-то неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Уходит.)
Ведущая 1: А Блинок-то все катился…А навстречу ему… (Музыка. Идут Петушок и Блинок.)
Дети: Петушок!
Петушок: (поет) А я Петя-Петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Люблю рано я вставать –
Ку-ка-ре-ку напевать.
Какой зажаренный Блинок,
Укушу тебя, дружок!
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет) На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут
Тебя, Петя, в гости ждут.
Чтоб на масленой неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок)
Петушок: (грустно)
Как же к старикам пойду
Сделал я в мешке дыру.
Высыпался пуд горошка
Прямо бабе под окошком.
Дед горошек собирал,
А я в стороне стоял … Стыдно теперь-то.
- Ребята, как вы думаете, простят меня старики? (Ответы)
Петушок: Побегу я побыстрей
Пока нет еще гостей.
Скажу: бабушка, прости
Поклонюсь: дедушка, извини! (Музыка. Уходит.)
Ведущая 2: А Блинок все по дорожке катился… А навстречу ему…(Выходят с разных сторон Блинок и Кошка)
Дети: Кошка.
Кошка: (поет): Ах, невиданной красы
У кошки Мурочки усы.
Глазки хитрые и смелые,
Зубки острые да белые.
Хвостик вот какой пушистый,
Мех на шубке серебристый.
Про кошку Мурочку вы слыхали?
Хвостик мой пушистый видали?
Мурр-мурр!
Съела я кусочек сала, /spanтот что у дедушки украла. Мурр-Мурр!
Блинок: Ах, это ты стащила, Киска,
Сало, сметану и сосиски?
Кошка: А кто видел? Кто? Никто!
Значит все мое добро!
Блинок: Что же будет есть семья?
Слушай, Киска, так нельзя!
Кошка: Поучаешь Мурку– я не слушаю!
Лучше и тебя, Блинок, я скушаю! АМ-АМ!!! (Гоняется за Блинком с визгом, останавливаются в разных концах ширмы).
Блинок: Мурка! Стой! Пожалуйста, не ешь меня!
Приглашаю на Масленицу я тебя!
Старики в избушке блины пекут
Тебя, Мурка, в гости ждут. (Музыка. Покатился)
Кошка: Надо же, да я ж забыла
Масленицу пропустила!
Я в гостях: взрослым уступаю,
Малышей не обижаю,
Вся такая добрая,
Такая вежливая!
Ведущая: А ты что, только в гостях добрые дела делаешь?
Кошка: Ой, да и правда! А я еще и по праздникам добрые дела делаю… Ой, опять что-то не так. Ребята, помогите!
Ведущая: Ребята, скажите Мурке - добрые дела только в гостях и на празднике делать надо? (Ответы)
Всегда надо делать добрые дела.
Кошка: Ах, вот оно что! Ну, спасибо, ребятки, побегу в гости… Ой…
Да только… (Плачет)
Как же я пойду в избушку,
Обворовала я старушку.
Сыр стащила и сосиски -
Кто же поверит хитрой киске.
Стыдно как. Что же делать? (Ответы детей).
Кошка: Побегу все исправлять, научилась у ребят. (Музыка. Уходит.)
Ведущая: А в избушку, на опушке
На блины спешат к старушке
Пес Барбос и Мышка,
Петушок и Киска.
Блинок – Румяный бок.
Прощения попросить
Стариков навестить. ( Выходят все )
Звери и Блинок: Поздравляем всех с Масленицей. Бабушка, Дедушка! Простите нас!
Баба: Бог простит!
Дед: А вы нас простите!
Баба: На праздник заходите! (Под музыку все звери заходят в дом).
Дед: Дыма белые колечки,
Блин в тарелке остывает,
А мы с бабой на крылечке
Всех на Масленицу зазываем!
Баба: Дети, вы себя спросите,
Много ли хороших дел
Каждый совершить успел.
Дед: Ну, а если ты толкался
Баловался или дрался.
То подумай, не спеши
И прощенье попроси!
Баба: Скоро Пасха к нам придет
Пусть каждый с чистой душой её ждет!
Дед: Мы с бабой Великий Пост встречаем, а вас, малыши, весной на Пасху к нам приглашаем! Придете? (Ответы)
Баба: А сегодня отведайте угощение на сырной неделе – блинов с маслицем! Угощайтесь, малыши! Пекла баба от души! (Подает поднос с блинами).
Ведущая 2: - Ребята, что нужно сказать бабушке? Спасибо! До свиданья!
Бабушка: До свиданья!
Дед: До свиданья!
Ведущая 1: Ребята, понравилось вам представление? (Ответы). Скажите, ребята, так что же все-таки самое главное на сырной неделе? (Ответы)
Ведущая 2: Самое главное – подготовиться к посту, попросить прощения, если кого-то обидел, делать добрые дела. А теперь – блины с маслицем. Сама бабушка из сказки нам напекла. (Раздают блины)
Хорошие и плохие поступки.
(Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Сейчас мы поиграем в игру « Хорошие и плохие поступки».
Я буду называть поступки, а вы хлопните в ладоши, если это хорошо или спрячете ручки за спинку, если это плохо.
Покормить зимой птичек.
Разбрасывать игрушки.
Погладить кошечку.
Дразнить собаку.
Обманывать маму.
Поделиться конфетами с друзьями.
Попросить прощения, если кого-то обидел.
Брать без разрешения чужие вещи.
Сорвать все цветочки на полянке.
Слушаться старших.
Обижать малышей.
Помочь дедушке рубить дрова.
Дернуть кошку за хвост.
Поздравить своих знакомых с праздником.
Помочь бабушке подметать.
Приготовить на праздник подарок своими руками.
Бросить на пол фантик от конфеты.
Драться.
Защищать девочку от драчунов.
Уступить место в автобусе бабушке.
Говорить плохие слова.
Помочь маме нести сумку.
Придумывать обидные прозвища ребятам.
Долго обижаться и не разговаривать с другом.
Порадоваться, что другу купили игрушку.
Поссориться.
Защитить малыша, если кто-то его обижает.
Подмести пол дома.
Бросить мусор на улице.
Подарить маме цветы.
Коваленко Ирина Валентиновна Заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна Учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Назад к списку
Новости
- Опыт детского сада № 3 «Ягодка» по духовно-нравственному воспитанию представлен в Луганском педагогическом университете
- 10 Апрель 2024
- 10 апреля 2024 г. заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина приняла участие в работе Регионального круглого стола «Речевое развитие детей дошкольного возраста», организованном в ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» и представила опыт работы педагогического коллектива по теме: «Влияние древнерусской литературы (Жития святых) на духовно-нравственную сферу личности дошкольника». Коваленко Ирина обратила внимание присутствующих на Указ Президента РФ от 09.11.22г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей отведена православию» (п.6). Осветила актуальные вопросы реализации Программы воспитания Федеральной образовательной Программы дошкольников на практике, акцентировала внимание на том, что молодое поколение в Древней Руси воспитывалось на примере жизни святых и сделала вывод на основе практического опыта о необходимости и сегодня включить в работу с дошкольниками знакомство с жизненным подвигом православных святых, что позволит возрождать и сохранять традиционные ценности нашего народа. В представленных методических разработках, особый интерес у присутствующих вызвал цикл Минуток Духовности «Святые воины Руси», где детям в доступной их пониманию форме представлен высокий идеал жизненного пути святых воинов – Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Кроме того, были представлены образцы детских книг из библиотеки детского сада и созданные педагогами для ребят книжки-раскраски для самостоятельной работы детей. В дошкольном детстве очень важно познакомить детей с высокими идеалами подвижнической жизни святых, оставить незабываемые впечатления, которые лягут в основу формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка, заложат фундамент патриотизма и гордости за свою Родину, вызовут желание посвятить свою жизнь на служение ближним и Отечеству. Со всеми представленными материалами работы заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» предложила ознакомиться на сайте Чадца моя http://chadtcamoya.prihod.ru/?ysclid=lupvjxned1512867188
- Илья Муромец – богатырь Земли Русской
- 05 Апрель 2024
- В детском саду № 3 «Ягодка» для воспитанников старших и подготовительныхгрупп, а также для учащихся 1-А и 1-Б классов ОШ № 8 г. Краснодона прошли МинуткиДуховности «Святые воины Руси. Илья Муромец». Ребятам рассказали о русскомбогатыре, его славных ратных подвигах, о которых слагали былины в те давние времена.Дети узнали о том, что тридцать лет Илья лежал на печи, ни ногой, ни рукой не шевелил игоревал: «Был бы я здоров, не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».Оказывается, что однажды пришли к нему в дом странники, калики перехожие, дапопросили принести им воды напиться, и случилось чудо - встал Илья на ноги, и почуяв всебе силу богатырскую, принес воды. И наказали они ему, что сила та на добрые дела дана- биться с врагами земли родной да с разбойниками, защищать вдов, сирот, малыхдеточек. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты мультипликационного ихудожественного фильмов о битве Ильи Муромца с войском татарским и с Соловьем-Разбойником, узнали о том, что, состарившись он стал монахом, что причислен к ликусвятых, и что наши воины обращаются к нему за помощью в ратном деле. На МинуткеДуховности ребята рассуждали о том, почему богатыря назвали Муромцем, и для чегобыла дана ему сила богатырская, и как каждому мальчику нужно использовать свою силу.Сегодня богатырь Илья Муромец не забыт, его считают своим покровителем солдаты иофицеры Ракетных и Пограничных войск России. В его честь освящают храмы, ставятпамятники.Участники мероприятия получили на память книжку-раскраску «Святые воиныРуси. Илья Муромец» с заданием: рассказать дома о храбром и сильном богатыре,нарисовать стрелу каленую и найти секрет, где спрятался Соловей-Разбойник. ИльяМуромец, как защитник земли русской, через века служит примером для потомков.Рассказывая детям о жизни святого воина Руси, надеемся на то, что его ратные подвиги илюбовь к Родине, станут образцом для подражания мальчишкам.Фото проведения Минутки Духовности http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118393#gallerytop