ЧАДЦА МОЯ - ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА (Для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Опубликовано в еженедельнике "Дитячий садок" №5, 2011 г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА (Для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Опубликовано в еженедельнике "Дитячий садок" №5, 2011 г.

       

 
 
 
 
 
(Материал предварительной беседы может быть увеличен
или уменьшен в зависимости от возраста детей)
 
 
 
 
 
 
Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить  с основами духовно-нравственных традиций украинского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями  подготовки и проведения праздничных дней Масленицы, подготовки к Посту. Дать представления об окружающем мире, нравственных ценностях нашего народа через театр, игры, сказку. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. Уточнить знания детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение. Познакомить детей с национальной праздничной кухней на Масленицу (блины, блюда из сыра и т.д.).
Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и театральным представлением.
Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, желание подражать благим образцам, жить по совести.
 
 
 
Оборудование: 
 
ширма,
декорации (плоскостные и объемные): домик, деревья, солнышко, тучи; 
театральные куклы: перчаточные – Блинок, Собачка, Кошечка, Петушок, Мышка;
тростевые – Баба, Дед.
 
Для игры: дрова, 4 ведра.
 
 

«МАСЛЕНИЦА»

 

Ведущая 1: Добрый день!

Ведущая 2: Здравствуйте! Рады приветствовать вас. Сегодня Масленица!

Ведущая 1: Ребята, а знаете ли вы, что такое Масленица? (Ответы)

Ведущая 2: А еще масленицу называют сырная неделя, скажите, почему? (Ответы) Правильно на этой неделе пекли блины с маслицем, готовили разные кушанья с сыром.

Ведущая 1: Эта неделя посвящена– примирению с ближними, прощению обид. Масленица – это время, которое нужно посвятить добрым делам и доброму общению с родными, друзьями, именно поэтому люди ходят в гости в эти дни.

Ведущая 2: А сегодня у нас в гостях батюшка Андрей. Давайте спросим у него, что такое Масленица.

Ведущая 1: А в последний день Масленицы люди вспоминали всех тех, кого обидели и обязательно просили друг у друга прощения. Этот день так и называется – Прощенное воскресенье. А на следующее утро в понедельник начинается  Пост.

Ведущая 2: А что такое Пост? (Ответы) Еще с давних времен Крещения Руси повелась традиция поста – верующие  люди, «постятся» - не едят мясо, молоко и яйца,  а еще стараются  совершают хорошие, добрые дела, никого не обижают.

Ведущая 1: А какие это добрые дела, знаете? А мы сейчас поиграем. Я буду называть поступки, которые совершают ребята, если они хорошие, то хлопните в ладоши, если плохие, спрячьте ручки. Хорошо? (Игра) Молодцы.

Ведущая 2: А что нужно сделать, если плохой поступок ты все-таки сделал? Правильно, попросить прощения. А что такое стыдно? Когда бывает стыдно? (Ответы)

Ведущая 1:  После  Сырной недели начинается Великий пост, когда люди готовятся к Светлому празднику – Пасхи. В народе  говорили раньше «Не все коту Масленица – придет и Великий Пост», когда хотели напомнить, что веселье заканчивается, нужно потрудиться.

Ведущая 2: В этом году  Масленица началась (дата)  и закончится Прощенным воскресеньем (дата).  Не забудьте и вы попросить прощения у своих близких, помириться с теми, с кем вы были в ссоре, чтобы с чистым сердцем закончилась ваша Масленица.

Ведущая 1: А вы умеете мириться? (Ответы) Давайте поиграем в игру-мирилку. Она очень полезна для тех, кто поссорился, посмотрите, как в нее играть. (Музыка. Ведущие взяли друг друга за мизинцы и приговаривают «мирилку»)

Как на Масленой неделе рядом мы в гостях сидели

Раз-два-три, если виноват – прощенья попроси.  (говорят друг другу:  Прости)

Ведущая 2: Хорошо вы поиграли, да немножечко устали, а теперь, посидите, да представление наше посмотрите. 

Ведущая 1: Ребята, сегодня мы с вами посмотрим сказку, которая называется «Приключения  на Масленицу».  Тихонько сидите, если герои попросят помочь – поможете?! (Ответы) А вы помните, как артистов позвать? Правильно похлопаем.

 (Звучит музыка. Открывается занавес).

 

 

 

Кукольный спектакль - сказка

" Приключения на Масленицу " 



  Действующие лица: Баба, Дед, Блинок, Мышка, Собака, Петушок, Кошка.

  Декорации, атрибуты: дом, деревья,  дрова, 4 игрушечных ведра.

 

Ведущая 2:  Далеко-далеко отсюда

                     Где еще не бывали люди,

                      Стоит Царство Чудес, 

                       А в нем сказочный лес –

                     Сосны до небес.

                     Тот, кто в этот лес войдет,

                     Сразу в сказку попадет!

 

Ведущая 1: Баба с дедом там жила,

                     Щи варила, шерсть пряла,

                     Да еще блины пекла -

                     Неделя сырная была.

( Звучит музыка. Выходит баба.)

 

Баба: (поет): Как пойду я, как пойду,

                        По амбару помету,

                        По сусекам поскребу,

                        Растоплю я жарко печь

                        Нужно мне блинов напечь.

 

Дед: Что шумишь ты так с утра,

          Разбудила старика.

 

Баба:  Дед! А дров-то в печи нет

 

Дед:    Ох, тяжело дрова рубить.

 

Баба:  Может помощников пригласить?

 

Дед:     Да кого ж мы позовем

            Столько лет одни живем…

 

Баба:     Да ты, ребят из д\сада (школы) попроси. (Музыка. Уходит.)

 

Дед:       Ребята, кто мне поможет, выходи.

 

Ведущая 2:  Ну-ка, мальчики, выходите, дрова во дворе соберите. (выбирают 2-х мальчиков, они выходят перед ширмой и собирают на полу дрова): (Музыка)

 

Дед:   Спасибо, ребята, помогли старику

           Теперь  я печку сам растоплю. (Музыка.Уходит)

(Музыка. Идет баба.)

 

Баба:  А я бы блины напекла,

           Да кончилась в избе вода

           Нечем и посуду помыть

           Ой, ребята,  как мне быть? (Ответы)

 

Ведущая 1: Ребята, бабушке помогите

                     Воды в избу принесите.

(выбирают несколько детей, они выходят перед ширмой и с ведущей

подают ведра) (Музыка)

                    Раз-два-три  воду поскорей неси!

                     Раз-два-три  Бабушке помоги!

                     (подают 4 ведра на ширму)

 

Баба: Спасибо, дети, бабушке помогли.

 

Ведущая 1: Молодцы, ребята, садитесь на места!

 

Баба:          С дедом печку растопила

                    На молоке  тесто замесила,

                    Блины тонкие выпекала

                    Маслом вкусным поливала.

                    Вот подрумянился  бок

                    Ах, какой получился Блинок! (Музыка. Появляется Блинок)

           Полежи, остынь, Блинок-румяные бока,

           Ну, а я устала, пойду отдохну пока. (Музыка. Баба уходит.). 

 

Блинок: Ох, лежать-то  надоело!

                А ведь сырная идет неделя ...

                Все в гости ходят …, а старики – одни… (думает)

                Надо гостей к ним позвать,

                Масленицу вместе встречать.

                Я же не просто так Блинок –

                Я деду и бабе теперь как сынок.

 

Ведущая 2: Блинок по дорожке покатился, песенкой своей хвалился. А навстречу ему … (Музыка. Идет Мышка.)

 

Дети: Мышка! 

Мышка:  (поет) Я Мышка-норушка

                            Вот носик, два ушка.

                             Мерзнут лапки – не могу

                             В норку я скорей бегу.

                     - Какой свеженький Блинок,

                       Укушу, тебя, дружок.

 

Блинок:   Не ешь, меня, я тебе песенку спою

                  К бабушке и дедушке в гости позову.

            (поет) На лесной опушке

                        В маленькой избушке

                        Старики одни живут.

                        Тебя, Мышку, в гости ждут.

               Чтоб на сырной-то неделе

               Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)

 

Мышка:   Масленица? Блины?…

                   Да как же я пойду в избушку?

                   Обижала я старушку.

                  Вчера по лавочке бежала,

                  Хвостиком своим махала –

                   Вот яйцо и разбилось. - 

 Стыдно теперь… Что же делать?

 

Ведущая 1: Ребята, что делать? (Ответы)

 

Мышка: Спасибо, ребята!

                Побегу прощение у бабушки попросить.

                На Масленицу стариков  посетить. (Музыка. Убегает.)

 

 Ведущая 2: Блинок по дорожке катился. А навстречу ему … (Музыка. Идут Барбос и Блинок.)

 

Дети: Собака!                       

 

Барбос: (поет): А я верный пес Барбос

                         Укусить могу за нос.

                          Хвостик у меня колечком

                          И живу я под крылечком.

                           Какой румяненький Блинок,

                           Укушу, тебя, за бок!

 

Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою

                К бабушке и дедушке в гости позову.

                 (поет):  На лесной опушке

                               В маленькой избушке

                               Старики одни живут

                               Тебя, Барбоса, в гости ждут.

   Чтоб на масленой неделе

    Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)

 

Барбос: Масленица? Блины?…

               Да как же я  пойду туда

               Обижал я - старика.

               Этой ночью лаял   я,

               Чтоб не спала вся семья.

Ох, совестно как… Что же делать? (Ответы)

 

 Барбос: Побегу прощенье у дедушки попросить

                Стариков на Масленицу посетить.                                  

                Чтоб на сырной-то неделе

                Вместе мы блинов поели. (Музыка. Уходит.) 

 

Ведущая 1: А Блинок-то все катился…А навстречу ему… (Музыка. Идут Петушок и Блинок.)

 

Дети: Петушок!

 

Петушок: (поет) А я Петя-Петушок,

                              Золотистый гребешок,

                              Масляна головушка,

                              Шелкова бородушка.

                              Люблю рано я вставать –

                              Ку-ка-ре-ку напевать.

                             Какой зажаренный Блинок,

                             Укушу тебя, дружок!

 

Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою

                К бабушке и дедушке в гости позову.

             (поет)     На лесной опушке

                             В маленькой избушке

                             Старики одни живут

                             Тебя, Петя, в гости ждут.

          Чтоб на масленой неделе

          Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок)

 

Петушок:  (грустно)

Как же к старикам  пойду

Сделал я в мешке дыру.

Высыпался пуд горошка

Прямо бабе под окошком.

Дед горошек собирал,

А я в стороне стоял … Стыдно теперь-то.

- Ребята, как вы думаете, простят меня старики? (Ответы)

 

Петушок: Побегу я побыстрей

                   Пока нет еще гостей.

                   Скажу: бабушка, прости

                   Поклонюсь: дедушка, извини!     (Музыка. Уходит.)               

                  

Ведущая 2: А Блинок все по дорожке катился…  А навстречу ему…(Выходят               с разных сторон Блинок и Кошка)         

Дети: Кошка.

 

Кошка: (поет):  Ах, невиданной красы

                            У кошки Мурочки усы.

                            Глазки хитрые и смелые,

                            Зубки острые да белые.

                            Хвостик вот какой пушистый,

                            Мех на шубке серебристый.

       Про кошку Мурочку вы слыхали?

       Хвостик мой пушистый видали?

        Мурр-мурр!

  Съела я кусочек сала, /spanтот что у дедушки украла. Мурр-Мурр!

 

Блинок: Ах, это ты стащила, Киска,

                Сало, сметану и сосиски?

 

Кошка:    А кто видел? Кто? Никто!

                 Значит все мое добро!

 

 Блинок:  Что же будет есть семья?

                Слушай, Киска, так нельзя!

 

Кошка:  Поучаешь Мурку– я не слушаю!

               Лучше и тебя, Блинок, я скушаю! АМ-АМ!!! (Гоняется за Блинком с                                           визгом, останавливаются в разных концах ширмы).

 

Блинок: Мурка! Стой! Пожалуйста, не ешь меня!

                Приглашаю на  Масленицу я тебя!

                Старики в избушке блины пекут

                Тебя, Мурка, в гости ждут. (Музыка. Покатился)

 

Кошка: Надо же, да я ж забыла

               Масленицу пропустила!

               Я в гостях: взрослым уступаю,

               Малышей не обижаю,

               Вся такая добрая,

               Такая вежливая!

 

Ведущая: А ты что, только в гостях добрые дела делаешь?

 

Кошка: Ой, да и правда! А я еще и по праздникам добрые дела делаю… Ой, опять что-то не так. Ребята, помогите!

 

Ведущая: Ребята, скажите Мурке - добрые дела только в гостях и на празднике  делать надо? (Ответы)

                 Всегда надо делать добрые дела.

 

Кошка: Ах, вот оно что! Ну, спасибо, ребятки, побегу в гости… Ой…

               Да только… (Плачет)

                                Как же я пойду в избушку,

                                Обворовала я старушку.

                                Сыр стащила и сосиски -

                                Кто же поверит хитрой киске.

                                Стыдно как. Что же делать?  (Ответы детей).

 

Кошка: Побегу все исправлять, научилась у ребят. (Музыка. Уходит.)

 

Ведущая: А в избушку, на опушке

                 На блины спешат к старушке

                 Пес Барбос и  Мышка,

                 Петушок и Киска.

                 Блинок – Румяный бок.

                 Прощения попросить

                 Стариков навестить. ( Выходят все )

 

Звери и Блинок: Поздравляем всех с Масленицей. Бабушка, Дедушка! Простите нас! 

Баба: Бог простит!

 

Дед: А вы нас простите!

 

Баба: На праздник заходите! (Под музыку все звери заходят в дом).

 

Дед:         Дыма белые колечки,

                 Блин в тарелке остывает,

                 А мы с бабой  на крылечке

                 Всех на Масленицу зазываем!

 

Баба:      Дети, вы себя спросите,

                 Много ли хороших дел

                 Каждый совершить успел.

 

Дед:       Ну, а если ты толкался

               Баловался или дрался.

               То подумай, не спеши

               И прощенье попроси!

 

Баба:      Скоро Пасха к нам придет

                Пусть каждый с чистой душой  её ждет!

 

Дед: Мы с бабой Великий Пост встречаем, а вас, малыши, весной на Пасху к нам приглашаем! Придете? (Ответы)

 

Баба:  А сегодня отведайте угощение на сырной неделе – блинов с маслицем! Угощайтесь, малыши! Пекла баба от души! (Подает поднос с блинами).

 

Ведущая 2: - Ребята, что нужно сказать бабушке? Спасибо! До свиданья!

 

Бабушка: До свиданья!

 

Дед: До свиданья!

 

Ведущая 1: Ребята, понравилось вам представление? (Ответы).  Скажите,  ребята, так что же все-таки самое главное на сырной неделе? (Ответы)  

 

Ведущая 2:  Самое главное – подготовиться к посту, попросить прощения, если кого-то обидел, делать добрые дела. А теперь – блины с маслицем. Сама бабушка из сказки нам напекла. (Раздают блины)

 

 

 

Хорошие и плохие поступки.

(Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

 

 

Сейчас мы поиграем в игру « Хорошие и плохие поступки».

Я буду называть поступки, а вы хлопните в ладоши, если это хорошо или спрячете ручки за спинку, если это плохо.

 

Покормить зимой птичек.

Разбрасывать игрушки.

Погладить кошечку.

Дразнить собаку.

Обманывать маму.

Поделиться конфетами с друзьями.

Попросить прощения, если кого-то обидел.

Брать без разрешения чужие вещи.

Сорвать все цветочки на полянке.

Слушаться старших.

Обижать малышей.

Помочь дедушке рубить дрова.

Дернуть кошку за хвост.

Поздравить своих знакомых с праздником.

Помочь бабушке подметать.

Приготовить на праздник подарок своими руками.

Бросить на пол фантик от конфеты.

Драться.

Защищать девочку от драчунов.

Уступить место в автобусе бабушке.

Говорить плохие слова.

Помочь маме нести сумку.

Придумывать обидные прозвища ребятам.

Долго обижаться и не разговаривать с другом.

Порадоваться, что другу купили игрушку.

Поссориться.

Защитить малыша, если кто-то его обижает.

Подмести пол дома.

Бросить мусор на улице.

Подарить маме цветы.

 

 

Священник Андрей Берсенёв  Свято-Благовещенский Храм г. Краснодона Луганской области

Коваленко Ирина Валентиновна Заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области

Кондратова Людмила Потаповна Учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области

 


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Опыт детского сада № 3 «Ягодка» по духовно-нравственному воспитанию представлен в Луганском педагогическом университете
  • 10 Апрель 2024
  • 10 апреля 2024 г. заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина приняла участие в работе Регионального круглого стола «Речевое развитие детей дошкольного возраста», организованном в ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» и представила опыт работы педагогического коллектива по теме: «Влияние древнерусской литературы (Жития святых) на духовно-нравственную сферу личности дошкольника». Коваленко Ирина обратила внимание присутствующих на Указ Президента РФ от 09.11.22г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей отведена православию» (п.6). Осветила актуальные вопросы реализации Программы воспитания Федеральной образовательной Программы дошкольников на практике, акцентировала внимание на том, что молодое поколение в Древней Руси воспитывалось на примере жизни святых и сделала вывод на основе практического опыта о необходимости и сегодня включить в работу с дошкольниками знакомство с жизненным подвигом православных святых, что позволит возрождать и сохранять традиционные ценности нашего народа. В представленных методических разработках, особый интерес у присутствующих вызвал цикл Минуток Духовности «Святые воины Руси», где детям в доступной их пониманию форме представлен высокий идеал жизненного пути святых воинов – Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Кроме того, были представлены образцы детских книг из библиотеки детского сада и созданные педагогами для ребят книжки-раскраски для самостоятельной работы детей. В дошкольном детстве очень важно познакомить детей с высокими идеалами подвижнической жизни святых, оставить незабываемые впечатления, которые лягут в основу формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка, заложат фундамент патриотизма и гордости за свою Родину, вызовут желание посвятить свою жизнь на служение ближним и Отечеству. Со всеми представленными материалами работы заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» предложила ознакомиться на сайте Чадца моя http://chadtcamoya.prihod.ru/?ysclid=lupvjxned1512867188
  • Илья Муромец – богатырь Земли Русской
  • 05 Апрель 2024
  • В детском саду № 3 «Ягодка» для воспитанников старших и подготовительных
    групп, а также для учащихся 1-А и 1-Б классов ОШ № 8 г. Краснодона прошли Минутки
    Духовности «Святые воины Руси. Илья Муромец». Ребятам рассказали о русском
    богатыре, его славных ратных подвигах, о которых слагали былины в те давние времена.
    Дети узнали о том, что тридцать лет Илья лежал на печи, ни ногой, ни рукой не шевелил и
    горевал: «Был бы я здоров, не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».
    Оказывается, что однажды пришли к нему в дом странники, калики перехожие, да
    попросили принести им воды напиться, и случилось чудо - встал Илья на ноги, и почуяв в
    себе силу богатырскую, принес воды. И наказали они ему, что сила та на добрые дела дана
    - биться с врагами земли родной да с разбойниками, защищать вдов, сирот, малых
    деточек. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты мультипликационного и
    художественного фильмов о битве Ильи Муромца с войском татарским и с Соловьем-
    Разбойником, узнали о том, что, состарившись он стал монахом, что причислен к лику
    святых, и что наши воины обращаются к нему за помощью в ратном деле. На Минутке
    Духовности ребята рассуждали о том, почему богатыря назвали Муромцем, и для чего
    была дана ему сила богатырская, и как каждому мальчику нужно использовать свою силу.
    Сегодня богатырь Илья Муромец не забыт, его считают своим покровителем солдаты и
    офицеры Ракетных и Пограничных войск России. В его честь освящают храмы, ставят
    памятники.
    Участники мероприятия получили на память книжку-раскраску «Святые воины
    Руси. Илья Муромец» с заданием: рассказать дома о храбром и сильном богатыре,
    нарисовать стрелу каленую и найти секрет, где спрятался Соловей-Разбойник. Илья
    Муромец, как защитник земли русской, через века служит примером для потомков.
    Рассказывая детям о жизни святого воина Руси, надеемся на то, что его ратные подвиги и
    любовь к Родине, станут образцом для подражания мальчишкам.
     
    Фото проведения Минутки Духовности http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118393#gallerytop
Все новости


"Икона дня":
Поиск



  Искомое.ru
"Православный календарь":
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов