конспект занятия-утренника для дошкольников и младших школьников "Святой Афон"
СВЯТОЙ АФОН
(праздник посвящен 1000-летию пребывания русского монашества на Святой Горе Афон)
Цель: Познакомить детей с историей возникновения монашества и строительства первых монастырей на Руси, с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни на Руси 1000 лет назад. Дать понятие о необычной стране, где живут монахи - Святой Горе Афон, воинах-защитниках Руси (богатыри, Воевода), о монастырях, Храмах и монахах. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой беседы и театральным представлением. Воспитывать уважительное отношение к лицам духовного звания, желание знать историю и традицию своего народа.
Действующие лица: Воевода, Друг, Монах, Гость 1, Гость 2, Гость 3,
Декорации: корабль, отрез голубой ткани (море), гора Афон с Божьей Матерью и монастырями и церквами (картина) на заднике ширмы, макет Храма перед ширмой, икона, лампадка, подсвечник и свеча, била (деревянные доски и молоточки)
Ведущая 1:
Здравствуйте, ребята!
Ведущая 2:
Мы очень рады видеть вас!
Ведущая 1:
Хотим сегодня вам рассказать о том, что было очень-очень давно.
Ведущая 2:
Наша Родина тогда называлась Русь, а ее жителей звали русичи.
Нападали на землю нашу враги злые, племена кочевые.
Ведущая 1:
Да были на Руси и защитники ратные – богатыри,
а главного среди них звали воевода.
Ведущая 2:
Воеводу сам князь городом править назначал,
Воевода ему во всем помогал.
Ведущая 1:
В те далекие времена князь народ русский в веру православную крестил
Первые Храмы на берегу Днепра возводил.
Ведущая 2:
Да не было тогда на берегу Днепра еще ни одного монастыря.
Ведущая 1:
А в монастырях монахи должны жить
Да за весь народ русский Бога молить.
Ведущая 2:
У нас тоже в городе церкви стоят
Можно даже спросить у ребят!
Ведущая 1: (сама отвечает на вопросы, если дети не знают)
Ребята, в нашем городе есть церкви и Храмы? Храм – это большая церковь. А кто там был? А что такое монастырь? (Это место, где много Храмов и церквей и там живут монахи.) А кто такие монахи? (Это люди, которые посвятили свою жизнь Богу) Что они делают?(Молятся, работают и живут в монастыре)
Ведущая 2:
Далеко-далеко за морями есть гора Святая - Афон
Там живут только монахи и молятся ночью и днем.
Ведущая 1:
С той горы много лет назад на Русь монахи пришли
Они строили храмы и монастыри. Хочешь узнать, как это было?
Тогда садись поудобнее, слушай внимательно и смотри! (Звучит музыка)
Ведущая 1:
На нашей прекрасной планете
Столько чудесных стран.
В них много разных диковин,
Но наше счастье не там.
Ведущая 2:
Мы с тобой сегодня откроем
В мир Святого Афона дверь.
В ту страну - где живут монахи,
И молитва слышна ночь и день.
Ведущая 1:
Много лет назад на Афоне
В горах жили монахи с Руси –
Пришло время – они вернулись,
И построили монастыри.
Ведущая 2:
Как же было все это?
Ведущая 1:
Послушай, и поведай другим о том,
Как один Воевода с другом
Побывал на Афоне Святом. (Звучит музыка.)
Ведущая 1:
В некотором царстве,
В Русском государстве -
Воевода известный жил.
Ведущая 2:
Слабых да малых он не обижал,
Родителей и стариков почитал,
Страну свою с мечом
От злых врагов защищал.
Ведущая 1:
Жил с верой в душе и добротой,
Да крепко народ любил свой. (Музыка. Выходит Воевода и Друг)
Друг:
Люблю русские наши просторы
На всем свете нет лучшей земли!
Посмотри, какой град защитил ты
Спас людей от беды, нищеты.
Наши люди тебе благодарны
Отчего же грустишь теперь ты?
Воевода:
Слушай, Друг, на душе мне тревожно
Все ли сделано мной для людей?
Все ли можно сразить моей силой?
Есть ль на свете защита сильней?
Друг:
Да, ты, прав, враг тобою отброшен,
Но грозится пойти на нас вновь.
Воевода:
Кроме силушки богатырской
Нужна еще Божья любовь…
Русь крестилась, но и поныне
Не возносит молитвы народ.
Не придет ли за то наказанье,
Не погибнет ли русичей род?
Друг:
Да, ты прав, забываем о Боге …
Может в этом причина невзгод?
Воевода:
Может так …
Вот послушай, что ночью -
То ли снилось, то ль было со мной
Видел дивный я сон и чудесный,
Как бы остров один неземной!
Друг:
Расскажи, Воевода, скорее,
Что за диво видал ты во сне? (Звучит музыка)
Воевода:
Мне снилась необычная гора -
На ней церквей так много - просто диво –
Как будто, город из монастырей
Вокруг леса и море – так красиво!
Друг:
Ты думаешь, такого не бывает?
Воевода: Не знаю, что и думать, но потом, Мне Богородица Сама во сне явилась: Мария-дева в нимбе золотом Меня на дивной той горе благословила- Построить храмы и монастыри, Как на Святой Горе, у нас, тут, на Руси.
Друг: Да, как же, Воевода, строить Храм, Коль ты на той горе во сне только бывал?
Воевода:
Хочу я поскорее гору ту найти,
Кто же подскажет мне - куда нужно идти?
Друг:
Да, ты на берег погляди -
К нам корабли со всей земли
Ко граду нашему плывут. И гости сами к нам идут. Может, что они слыхали - Может гору ту видали.
Воевода:
Что ж, послушаю тебя,
Зови скорей гостей сюда. (Звучит музыка. Уходят Воевода и Друг)
Ведущая 1:
Пока друг за гостями ходил,
Воевода наш совсем загрустил.
-Ребята! Почему грустно Воеводе? Что он хотел? (Сделать что-то доброе для людей)
А что ему приснилось? (Богородица и необычная гора) А куда его друг пошел? А зачем? (Узнать есть ли такая гора)
Давайте и мы позовем с кораблей
К нашему Воеводе гостей поскорей! Скажем: Гости! Идите сюда!
Дети: Гости! Идите сюда!
Ведущая 2:
А вот и гости с корабля идут –
Их рассказы все давно ждут. (Звучит музыка. Плывет корабль. Идут гости и Воевода)
Гость 1:
Славный Воевода, разреши,
Нам поклонится от души. (Кланяется)
Гость 2:
Поблагодарить тебя идем.
За радушный твой прием. (Кланяется)
Гость 3:
Во многих странах мы бывали -
Много дивного видали. (Кланяется)
Воевода:
Расскажите, господа, Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?
Гость 1:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
В синем море гора есть,
Монастырей на ней – не счесть.
Гость 2:
С златоглавыми церквами,
Да цветущими садами.
Гость 3:
Сады на той горе цветут,
Святой Афон гору зовут.
Воевода: (радостно)
Я не могу поверить –
Сбылся сон.
И, значит, снился мне –
Святой Афон.!
Гость 1:
А правит там, ты удивишься,
Богородица- Царица!
Это Матери Божьей - удел,
Говорят: Сам Бог так велел.
Гость 2:
Сама Богородица
На гору Афон взошла
И своим уделом назвала.
Гость 3:
Теперь только монахи там живут
И Богородицу хозяйкой чтут.
Воевода:
А вы, гости, дорогие, сами-то
На Афоне бывали или только
Мимо на корабле проплывали?
Гость 1: Мы, Воевода Славный там ночевали, Да на службе в Храме побывали. Крестным ходом с монахами ходили, Молитвы к небу возносили. Гость 2: (восторженно) Славно утро на Афоне, А какая благодать, Что ни словом и ни кистью, Сердцем только передать!
Гость 3: Розы там благоухают,
Нектар пчелы собирают,
Льются трели соловья,
Будто Райская земля!
Воевода:
Я не могу поверить – это сон, Хочу увидеть я СвятойАфон! Гость 1: Поверь нам, что Нет места лучше, чем Афон, Там благодать со всех сторон, Гость 2: День и ночь слышна молитва, Идет незримая там битва!
Гость 3: Для Богородицы там трон -
Духовный Мир - СВЯТОЙ АФОН!
Воевода: Нынче ж поеду монахов навестить Страну дивную посетить!
Скажите, гости, а могу ли я свою жену
Взять в путь с собой, на чужину?
На Славный и Святой Афон? Там все похоже на мой сон!
Гость 1: О, нет, мой Воевода, ведь для жен Закрытый путь на тот Святой Афон.
Гость 2:
Там Богородица Сама была
И лишь мужам монахам жить
Благословила там Она!
Воевода: Да как же быть? Ведь путь туда далек,
И путешествия, быть может, долог срок…
Гость 3: Ты, Воевода, прогони сомненья прочь!
Корабль свой поскорее снаряжай -
Да на Афон молиться поезжай!
Гость 1: Монахов на Афоне навестишь!
Монастыри святые посетишь!
Воевода:
Вы правы, гости, плыть-то далеко,
Жене моей бы было нелегко.
Я сам поеду на Святой Афон
Хочу увидеть, как прекрасен он!
Ведущая1: Гости Воеводе поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.(Кланяются друг другу. Музыка. Все уходят )
- Ребята, что гости рассказали Воеводе? Как называют ту гору, что приснилась ему? Кто там живет? Кто там настоятельница, хозяйка? А можно ли туда поехать Воеводе с женой? А почему? А что такое благословение? (Разрешение) Молодцы! А что же дальше?
(Звучит музыка. Идут Друг и Воевода.)
Друг:
Уж, не знаю, как сказать
Чтоб мог бы ты меня понять…
Воевода:
Что так встревожило тебя?
Скажи мне все, и не тая.
Друг:
Я слышал, что гора та, не простая, Страна монахов и земного Рая,
Нет выше места, чем Гора Афон Святая,
Там Богородицы удел,
И я б с тобой туда отплыть хотел.
Воевода:
Ну, что же, рад я буду, в той стране, далекой, другу,
Поедем вместе помолиться мы, чтоб не было невзгод,
За мир, за град наш, и за славный наш народ... (Задумчиво)
И, вот, коль повезет, посмотрим всё мы на Афоне
Чтобы и на Руси построили монастыри такие вскоре. (Музыка. Уходят. Появляется корабль, на корабле Воевода и Друг)
Ведущая 1:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Корабль по морю плывет.
- Ну-ка, ребята, выходите,
Как море волнуется – покажите. (Дети вместе со взрослыми поднимают и опускают ткань перед ширмой, как волну)
Ведущая 2: (Раскачивают голубую ткань под кораблем)
Долго странники плывут,
Шторм на море, ветер крут. (Выше поднимают ткань)
Корабль качает на волне,
Несет на скалы в темноте.
Ведущая 1:
Тут друзья наши взмолились
Еще бы миг – они б разбились.
Воевода:
Богородица, помилуй,
Шторм несет корабль в погибель!
Заблудились мы в пути,
Божья Матерь, помоги!
Друг:
Как добраться до земли,
Богородица! Спаси!
Не губи ты нашу душу:
Дай нам выбраться на сушу!
Ведущая 2:
Вдруг послушалась волна: (ткань медленно опускают)
Тут же на берег она
Корабль вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Молодцы, садитесь!)
Ведущая 1:
Вот друзья теперь на воле -
Видят гору в бурном море.
Ведущая 2:
Афон - желанная страна,
Уж, нашим путникам видна.
На берег тот они сошли
И в гору в монастырь пошли. (Тихая музыка или молитва церковного хора в записи. Воевода и Друг идут и говорят)
Воевода:
Гора, море тут кругом
Солнце светит над холмом.
Друг:
Обернись, там, за тобой
Виден монастырь большой,
Стены с частыми зубцами,
И за серыми стенами
Видны маковки церквей
И кресты монастырей.
Воевода:
Что за диво, друг, ко граду
Поспешим мы за ограду… (Звук била (удары деревянного молоточка по деревянной висячей доске – ведущая бьет перед ширмой)
Слышишь, в била кто-то бьет
И на службу всех зовет.
Воевода:
А вон крестный ход идет
И церковный хор поет,
Пением там Бога славят,
И монахи службу правят.
Друг:
Это же Святой Афон
Так на молитву зовет он.
Ведущая 1:
На Афоне не колокол звонит,
а в била монах стучит.
Так на молитву зовут
монахов и путников тут.
Ну-ка, ребята, выходите, в била бить нам помогите! (Вместе с детьми бьют в била) Молодцы! Садитесь!
Ведущая 2:
Немало тайн хранит святой Афон.
И наших путников встречает он.
Вот, не спеша, идет монах седой
В одеждах черных, с палкою простой.
Ведущая 1:
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его. (Музыка. Появляется монах. Все кланяются друг другу.)
Друг:
Благослови, святой отец, уставших нас!
Монах:
Бог пусть благословит! Вам Ангела в пути!
Что, путники, могло сюда вас привести?
Воевода:
Мы плыли долго,
Но теперь, нам не страшны ни шторм, ни зверь -
Мы видим – есть, где Богу помолиться,
И строить храмы поучиться.
Друг:
Хотели б мы, чтоб на Руси, у нас,
Была б такая благодать, как здесь, у вас.
Стояли бы повсюду Храмы и монастыри
Но, если говорим мы, что не так, ты нас прости!
Воевода:
Позволь, святой отец,
Здесь, на Святом Афоне,
Нам помолиться в тишине
О нашем доме.
Друг:
Чтоб вера православная
Не забывалась на Руси,
Как строить Храмы
И монастыри нас научи.
Монах:
Здесь, на горы, на синюю гладь.
Тихо сходит с небес благодать
Оставайтесь, молитесь, учитесь
Ну, а вскоре, домой воротитесь!
Друг:
Спаси, Господи! Отче, помолись и ты о нас!
Воевода:
На землю Русскую зовем тебя с собой,
Чтоб Богородице храм строить неземной.
Монах:
Если будет Господа веление
И Божьей Матери благословение…
Поеду и я с вами, чтобы на Руси Построить храмы и монастыри. (Музыка. Уходят и появляются на корабле Монах, Воевода и Друг)
Ведущая 1:
Долго ль, коротко это было -
Не знаю, но только, ты посмотри
Среди плещущих волн по морю,
Корабль наш плывет вдали.
Монах:
Благословили нас – исполнятся обеты -
Построим монастырь мы на Руси.
Друг:
Чтобы за род наш русский помолиться,
Мог каждый православный на земли.
Воевода:
На Русь мы вернемся, поверь мне,
Как только придет пора,
Построим, как на Афоне,
Монастыри на века!(Корабль уплывает)(Показывает на макет Храма перед ширмой)
Ведущая 2:
Много лет прошло - и на Руси
Стоят Храмы и монастыри!
Идут люди сюда Богу помолиться
И Богородице поклониться!
Ведущая 1:
И ты, мой дружок, туда войди
Тихонько свечечку зажги
И вспомни, друга с Воеводой,
Монаха со Святой горы,
И как, с благословенья Бога,
Построили они монастыри.
Вот так у нас, на Руси появились монахи и монастыри.
- Понравился вам спектакль? А как называлась гора? А кто там живет? А что они там делают? А кого называют настоятельницей, хозяйкой монастыря? А кто плыл на корабле туда? Зачем? Что они хотели? А кого они позвали на Русь? Зачем? Построили они монастырь на Руси? Давайте и мы туда зайдем и свечечку тихонько зажжем. Кто был в церкви? Кто умеет свечку ставить к иконе? (Ставят свечи) А для школьников мы приготовили домашнее задание – Раскраску. Вы можете раскрасить картинки и подписать Монах, монастыри, Святой Афон.
Назад к списку
Новости
- Расскажем о славных победах России!
- 18 Март 2025
- 18.03.2025 г в рамках работы по духовно-нравственному воспитанию и историческомупросвещению дошкольников и в дни празднования присоединения Крыма к России для детейстаршего возраста прошли Минутки Духовности из цикла «Святые воины Руси: Непобедимыйадмирал Федор Ушаков». Ребята слушали рассказ о детстве Федора, о том, что он любил слушатьрассказы старого моряка о море, спускался по реке на плотах, а еще он старательно и хорошоучился, чтобы стать морским офицером. Дети с интересом наблюдали за ходом морскогосражения на Черном море за Крым, которое разыграли педагоги с помощью настольного театра,вместе со взрослыми рассуждали о том, как Федору Ушакову удалось одержать победу надтурецким флотом в то время, когда у него было в три раза меньше пушек и кораблей, чем упротивника. Обратили внимание на доброе, отеческое отношение адмирала Ушакова к простымматросам, на милосердие к поверженным врагам, но твердость и решимость в бою. Ребятапосмотрели видеоклип популярной песни «Мы помним девиз Ушакова» и подпевалиисполнителю, рассмотрели на картинах русские и турецкие корабли, узнали, как отличить их,какие были в те времена флаги морского флота России и Турции. С особым вниманием детипосмотрели фрагмент х/ф «Федор Ушаков», из которого узнали, как спускали корабли в море, какготовились моряки к сражению. Героев России всегда было и есть много, но воин Ушаков нетолько признан непобедимым адмиралом, но и причислен православной церковью к лику святых.Детям показали икону, где святой праведный воин Федор Ушаков изображен в военной форме, водной руке он держит оружие, а в другой – свиток, на котором написаны слова «Не отчаивайтесь,сии грозные бури обратятся ко славе России». Эти слова были сказаны президентом России и намв дни начала СВО. Во время исторического рассказа о славных победах адмирала ФедораУшакова, ребята спросили: «А сейчас он есть?». Конечно есть, ведь его именем названы корабли,построены храмы, установлены памятники, героев-моряков награждают орденами и медалямиУшакова. В дни воссоединения Крыма с Россией мы с благодарностью вспоминаем и историюпобед на Черном море непобедимого адмирала Федора Ушакова!
- Масленица в детском саду
- 28 Февраль 2025
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона для всех возрастных групп прошли занятия-утренники, посвященные празднованию Масленицы в рамках реализации авторской программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Лето Господне». Для воспитанников педагоги подготовили представление кукольного театра «Приключения на Масленицу», играли в игру «Ребята узнали, что на Масленицу принято ходить в гости к друзьям и родным, угощать гостей блинами, что это дни подготовки к Великому Посту и подготовка к Пасхе, что последний день Масленицы называется Прощенным воскресеньем, когда принято просить прощение у тех, кого мы обидели. Малыши рассуждали почему Масленицу еще называют Сырной неделей, какие добрые дела может сделать каждый, помогали героям кукольного спектакля – дедушке собирать дрова, бабушке носить ведра, подсказывали, что делать, если поступил плохо, ответили на вопросы, когда нужно делать добрые дела и что же все-таки самое главное на Масленице, неужели только поесть блины? «Нет, блинами мы угощаем гостей, рады встрече с друзьями и близкими, а на Масленицу главное делать добрые дела, попросить прощения и помириться. А закончился праздник вкусным угощением – сладкими блинами.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118518#gallerytop