МИНУТКА ДУХОВНОСТИ «СВЯТЫЕ ВОИНЫ РУСИ: Адмирал Федор Ушаков»
«СВЯТЫЕ ВОИНЫ РУСИ: Адмирал Федор Ушаков»
- Звучит фрагмент песни в исполнении А.Курносова «Мы помним девиз Ушакова» (Автор музыки Забелин А.Н. Автор слов Рыжов А.И.) Дети заходят в зал.
Вед.1: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наша Минутка Духовности посвящена Дню воссоединение Крыма с Россией, а история Крыма тесно связана с именем адмирала Федора Ушакова.
Вед 2: - Мы поговорим об удивительном человеке, чьё имя знает вся Россия. Это непобедимый адмирал Российского флота и святой праведный воин Фёдор Ушаков.

Вед 1: - Посмотрите на картину, вот адмирал Федор Ушаков стоит на палубе большого корабля, в руке у него подзорная труба. Адмирал – это самый главный капитан, который командует всеми кораблями, руководит флотом. Но почему его называют непобедимым? Ребята, как вы думаете? (Его никто не победил)
Вед.2: - Конечно, его никто не победил. Он был храбрым воином и мудрым командиром, не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля и никто из его моряков не попал в плен.
.jpg)
Вед 1: Посмотрите, что это? (Икона) Как вы узнали, что это икона. Может это просто картина? (Правильно. Над головой изображен золотой круг – нимб)
Вед 2: А вы догадались, кто изображен на иконе? Обратите внимание, во что одет Федор Ушаков? (военная форма, мы видим и награды за сражения, которые он получил.)
Вед 1: А что у него в руке? (Сабля и свиток, на котором написано «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России»-так он говорил, когда враги напали на нашу Родину).
Вед 2: - А еще его называют святым праведным воином. Святой – это кто? (Тот, кто сейчас пребывает с Богом).
Вед1: А праведный - это кто? Это те люди, которые вели праведную (правильную) жизнь, то есть жили по совести, угодили своей жизнью Богу. Чем же угодил Богу Федор Ушаков?
.jpg)
Вед 2: - Давайте узнаем о жизни Ушакова, каким он был в детстве, как стал адмиралом. Было это очень-очень давно, почти триста лет назад. В одном небольшом селе, на берегу Волги, в дворянской семье Ушаковых родился сын – Федор.
Вед 1: В детстве он очень любил слушать рассказы бывшего матроса про море, они вместе мастерили кораблики и спускались по реке на плотах. А маленький Федя мечтал плавать на большом корабле по морю.
.jpg)
Вед 1: - Большое влияние на маленького Федю оказывал его дядя – монах, который жил в Санаксарском монастыре и был для Федора образцом для подражания. Федор часто бывал у него в гостях, просил его совета и молитв.
Вед 2: Дядя знал, что Федор мечтает о море и благословил его поступать в Морской кадетский корпус. Федор учился прилежно, закончил учебу с отличием и стал морским офицером.
.jpg)
Вед 1: - Федор Ушаков всегда заботился о простых матросах - следил, чтобы они были накормлены, одеты, никому не позволял их обижать и высоко ценил их подвиг в сражении.
Вед.2: В то время, это было не принято, ведь Федор Ушаков был дворянин, главный командир на флоте, но он не мог не заботится о своих подчиненных, потому что у него было доброе сердце.
.jpg)
Вед 1: И победы Ушакова были не случайны, ведь он тщательно готовился к каждой битве. Однажды он приказал построить на берегу моря качели, на которых были установлены пушки и раскачиваясь, матросы учились стрелять по мишеням.
Вед.2: Это нужно было для того, чтобы во время морского боя, когда корабль сильно качает на волнах, матросы могли метко стрелять в противника.
.jpg)
Вед 1: Но не только военный талант помогал адмиралу одержать победу. Перед каждым сражением Ушаков обращался с молитвой к Богу и просил о помощи. И никогда не приписывал победы себе, а благодарил Бога!
.jpg)
Вед 2: В те времена, Турция объявила России войну и хотела захватить Крым. Командующий турецким флотом Саид даже хвастался, что разгромит русский флот и привезет Ушакова к турецкому султану в клетке…
Вед 1: Адмирал Ушаков получил приказ не допустить турецкий флот к нашим берегам.
Давайте посмотрим, как отличить чей флот плывет русский или турецкий? Рассмотрим флаг на корабле Ушакова. На нем нарисован синий крест. Это Андреевский флаг русского флота.
Вед 2 : А это красный турецкий флаг, на нем нарисована звезда и полумесяц.
Теперь на картине боя вы легко определите чей корабль.
Вед 1: Увидел Федор Ушаков, что турецких кораблей в два раза больше, часть их уже вышла в море для сражения, а часть осталась у берега и тоже готовилась вступить в бой. Как же одолеть такого сильного врага?
.jpg)
Вед 2: И тогда решил Федор Ушаков, быстро и неожиданно атаковать турок, проведя русские корабли близко к берегу, между кораблями противника. Ударили наши пушки. В смятении турки пытались стрелять, но ядра их пушек перелетали через наши корабли и попадали по турецким.
Вед 1: Разгромив врага у берега, адмирал Ушаков резко направил свой флот к турецкой эскадре, которая была в море. Метким залпом из пушек удалось поразить корабль Саида. Теперь он не мог уже командовать флотом. С позором вернулся Саид к султану и объявил ему: «Султан, твоего флота больше нет…»
.jpg)
Вед. 2: С победой вернулся Федор Ушаков после сражения и сказал: «Нет более турецкого флота! Отныне флот русский – хозяин Черного моря!»
Вед.1: Ушаков был грозным для врагов адмиралом в морских сражениях, но был милостив и великодушен к поверженному противнику. Уважительно относился к пленным, спасал тонущих и раненных врагов после боя, оказывал им помощь.
Физкультминутка
Вед 2: Давайте мы с вами поиграем в «Морское сражение».
- Я буду адмиралом Ушаковым. А вы мои капитаны. Вставайте, за мной повторяйте, идем в поход! (Дети встают со своих мест и повторяют движения)
- Мы помним девиз Ушакова
Он нас за собою ведёт
Три полных величия слова
«Отечество! Вера и Флот!
Три полных величия слова
«Отечество! Вера и Флот!»
Все вместе: «Отечество! Вера и Флот!» (Маршируют на месте).
- Встанем все на кораблях
Корабль качает на волнах.
Раз-два, раз-два – вот высокая волна,
Раз-два, раз-два – вот высокая волна! (Руки на поясе, делают наклоны плавно вправо-влево)
- Эй, капитаны, подзорную трубу берите,
Да побыстрее вокруг смотрите!
Вправо смотри, влево смотри,
Вправо смотри, влево смотри.
Нет ли врагов на нашем пути?
- Посмотрите вперед внимательно!
Я вижу впереди неприятеля! (Подносят сложенные «трубой» кулаки к глазам, поворачиваются вправо-влево, потом вперед)
-Это плывет турецкий флот!
Занять свои места! Враг не пройдет!
(Садятся на свои места)
Мини-спектакль настольного театра «Морское сражение»
(на столе, покрытом голубой тканью, расставлены бумажные корабли: слева стола расположены три корабля с Андреевским флагом, на одном из них Ушаков, справа пять кораблей с турецким флагом, на одном из них Саид: три турецких корабля на заднем плане «в море», два – у переднего края стола «на берегу», в соответствии с текстом, ведущие передвигают корабли)
Вед 1:
Это движется турецкая эскадра, (показывает на турецкие корабли)
а навстречу - наш русский флот. (показывает на русские корабли)
Ушаков сказал: «Мы их не пропустим,
Враг в Крым не пройдет!» (переставляет корабль Ушакова вперед)
Вед 2:
- Здесь сейчас будет сражение морское
Наших кораблей мало, турецких – много.
Турецкие корабли - одни у берега (показывает на 2 корабля у края стола)
- другие в море стоят (показывает на 3 турецких корабля в центре стола)
Если наш флот напротив станет – (показывает на 3 русских корабля)
Врагов больше, и нас разгромят…
Вед 1:
Ушаков команды четко отдает.
В начале на тех, кто у берега он нападет (показывает на 2 корабля у края стола)
Не ждет враг здесь нападения
Ударили наши пушки, и турки в смятении (убирает 2 турецких корабля)
Вед 2:
А вот турецкий капитан - Саид, (показывает на корабль Саида в центре стола)
На главном корабле с кинжалом стоит.
Похвалялся наш флот разгромить,
Да никогда этому не быть!
Вед 1:
Кораблей и пушек у Саида много.
Да есть у русских Божья подмога,
Наш адмирал всю ночь в храме молился (показывает на корабль Ушакова)
Помощью Господа он заручился.
Вед 2:
Все баталии морские Ушаков изучил,
Моряков из пушек стрелять обучил.
Приказал к кораблю Саида он плыть,
Да из пушек без промаха бить! (убирает все турецкие корабли)
С позором вернулись турки домой.
На Черном море – наш флот боевой!(выставляет все русские корабли в центре стола)
Вед 1:

Вед. 2: Прошли годы, адмирал Ушаков вышел в отставку и поселился возле монастыря, где когда-то благословил его на ратный подвиг и молился о нем родной дядя – монах.
Вед. 1: Федор Ушаков раздал большую часть своих денег сиротам и вдовам погибших моряков и часто приходил молиться в Санаксарский монастырь. «Весь мир знает его как великого флотоводца, а мы знаем его как великого милосердца» – говорили о Федоре Ушакове те, кто жил рядом с ним.
.jpg)
Вед. 2: В честь Ушакова названы улицы, военные корабли, открыты Храмы. Моряков награждают орденом и медалью его имени. Непобедимый адмирал Фёдор Ушаков стал для нас примером благочестивой жизни, милосердия и любви ко всем людям
Вед 1:
Прошли года, но не забудут поколенья,
Победы Ушакова никогда.
Ведь с тех времен в Крыму на Черном море,
Наш русский флот остался на века.
Вед 2: Напомним девиз Ушакова
Он нас за собою ведёт
Три полных величия слова
«Отечество! Вера и Флот!»
Все вместе: «Отечество! Вера и Флот!»
Звучит фрагмент песни в исполнении А.Курносова «Мы помним девиз Ушакова» (Автор музыки Забелин А.Н. Автор слов Рыжов А.И.) Детям раздают панорамные открытки-раскраски.
"Мы помним девиз Ушакова"
История флота Отчизны
Хранит много славных имён,
Они, не щадя своей жизни,
В боях не склоняли знамён!
Шла смело на битву эскадра
И в пух разносила врагов.
Разили тяжёлые ядра.
К победам вёл флот Ушаков!
Припев: Мы помним девиз Ушакова
Он нас за собою ведёт
Три полных величия слова
«Отечество! Вера и Флот!»
Пусть были не равными силы,
Он верить в победу учил,
И в битвах добыл для России
От Чёрного моря ключи!
О вере был полон заботы -
Причислен наш воин к святым.
Он силы турецкого флота
Развеял над морем, как дым!
Припев:
А тем, кто с мечами придут,
Напомним девиз Ушакова:
«Врагов не считают, их бьют!».
Дадим им отпор мы сурово.
И снова поднимется рать,
Уйдут в поднебесье ракеты.
Мы недругов сможем достать
В бескрайних просторах планеты.
Назад к списку
Новости
- Минутки Духовности, посвященные 645-ой годовщине Куликовской битвы
- 14 Ноябрь 2025
В детском саду № 3 «Ягодка» г. Краснодона в рамках духовно-нравственного воспитания и исторического просвещения прошли Минутки Духовности, посвященные 645-ой годовщине Куликовской битвы. Ребята старшего дошкольного возраста узнали о том, как много лет назад воины Золотой Орды под предводительством Мамая шли захватить земли русские, но московский князь Дмитрий решил защитить Русь от врагов. Воспитанники вместе с педагогами рассуждали о том, зачем князь Дмитрий выбрал место для сражения на Куликовом поле, как помог одержать победу в битве засадный полк, спрятанный в дубраве. Ребята узнали о традициях русского воинства брать благословение перед битвой и о том, почему князь Дмитрий был назван Донским. Также дошкольники посмотрели фрагмент мультфильма о Куликовской битве, послушали песню-видеоклип С. Овсянкина «Русский Дух». Особый интерес у ребят вызвал поединок Пересвета и Челубея перед сражением на Куликовом поле. Детям рассказали о том, что подвиг русского воинства не забыт и сегодня, поставлены в городах памятники героям сражения, написаны книги, сняты художественные фильмы. Князь Дмитрий Донской признан святым, его икону можно увидеть во многих храмах. Все участники мероприятия рассмотрели картины и иллюстрации в детских художественных книгах по теме Куликовской битвы, а также получили в подарок раскраски. Надеемся, что детские впечатления о далеких исторических событиях и героях станут основой формирования интереса к истории своей Родины.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118590#gallerytop
- Минутки Духовности «День народного единства и День Казанской иконы Божьей Матери»
- 04 Ноябрь 2025
5 ноября 2025 г в детском саду № 3 «Ягодка» г. Краснодона в рамках реализации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию на основе традиционных ценностей и с целью исторического просвещения были проведены Минутки Духовности «День народного единства и День Казанской иконы Божьей Матери». Воспитанники старшего дошкольного возраста познакомились с историей возникновения праздника, узнали о том, что только объединив все народы, проживающие на территории Руси, стала возможной победа над польскими захватчиками в 1612 г. Большой интерес у ребят вызвал рассказ о подвиге Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, дети рассмотрели оружие, с которым ополчение выступило в поход, поиграли в подвижную музыкальную игру «Народное ополчение», узнали о том, что все время похода воинов сопровождала икона Казанской Божьей матери, которую нашла на пожарище маленькая девочка Матрона, о подвиге патриарха Гермогена, которого враги заточили в темницу, однако он разослал по всем городам и весям призыв «Не покоряться захватчикам и освободить землю Русскую». Этот призыв послужил основой создания ополчения и освобождения Руси от польских интервентов. В память о тех событиях в Москве, на Красной площади построен Казанский собор и поставлен памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Особый интерес у малышей вызвал просмотр фрагмента мультфильма, видеоклипы и песни по теме праздника. Каждый участник мероприятия получил познавательную книжку-раскраску, по которой можно дома рассказать родным и близким о героях народного ополчения и исторических событиях далеких лет.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118589#gallerytop
.jpg)
.jpg)




