ОПЫТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Священник Андрей Берсенёв
Свято-Благовещенский Храм
г. Краснодона Луганской области
Коваленко Ирина Валентиновна
Заведующая ДОУ №3 «Ягодка»
г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна
Учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области
«…ныне более нежели когда-либо настоит крайняя нужда в основательной проповеди христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы непременно ему сопутствовало и ему последовало учение деятельное.»
(Игнатий Брянчанинов. Собрание творений. Т. 3., стр. 7. – Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2005 г. )
Эти мысли святителя Игнатия, впервые опубликованные полтора столетия назад, еще более актуальны сегодня, ведь Украина переживает один из непростых исторических периодов. Наибольшая опасность видится не только в разрушении экономики или изменениях политической системы, но и, особенно, в разрушении личности. В современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о любви, доброте, милосердии, справедливости, патриотизме.
У нас есть бесценное отечественное наследие педагогического творчества Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Феофана Затворника, Свт. Филарета Московского, и других, которое имеет непреходящее значение для организации духовно-нравственного воспитания детей.
Считаем, что пришло время подвести первые итоги этой работы.
Удивительное и загадочное явление украинской народной культуры - это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций украинского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.
В ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области мы уже несколько лет работаем над созданием Программы «Лето Господне», в основу которой положен годовой цикл православных праздников: Яблочный Спас, Покрова, Введение в Храм Богородицы, Святителя Николая, Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы, Святых апостолов Петра и Павла и т.д.
Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования, в которой принимают участие дети: они рассказывают, как празднует Рождество или Пасху их семья, кто-то поёт обрядовую песню или читает стишок, выученный дома, ребята делают свои предположения - почему так назван праздник. Дети с удовольствием играют в игры «Помоги бабушке (дедушке)», «Хорошие и плохие поступки», «Мирилку» и другие, которые влияют на духовное состояние ребенка.
Во время кукольного спектакля малыши отвечают на вопросы героев сказки, помогают им, дают советы из собственного опыта. И каждый праздник заканчивается традиционными подарками.
Детей угощают на Пасху расписным яичком и куличом, на Рождество - сладостями, на Масленицу - блинами, на Святого Николая - конфетами (кладем их под подушку), на Спас - яблоками, на Святых Апостолов Петра и Павла - праздничным пирогом для именинников.
Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев сказки, и, даже ведущих, рассказывают в семье о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев сказки, которые помогали старикам, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам. Важно, что о празднике рассказывают сказочные герои кукольного спектакля, и это дает возможность привлекать зрительскую аудиторию от 2 лет и старше, включая взрослых. Воспитанники детского сада с нетерпением ждут праздник. Когда на Святителя Николая в этом году были сильные метели, родители не могли удержать детей дома - были и слезы: «Неужели мы не пойдем в садик? Сегодня там праздник! ». Поэтому родители были вынуждены теплее одевать детей и нести, даже и старших детей, на руках в детский сад к началу представления, потому что снега тогда было очень много.
Мы ощутили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед спектаклем, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.
Во время кукольного спектакля на празднике Святителя Николая ведущие спрашивали у детей, что делать, если произошла беда - тяжело заболел дедушка, случилось несчастье. Кто-то предлагал купить лекарство, просто помочь и вдруг мы услышали: «Надо попросить Святителя Николая! Он поможет». Возможно, этот совет пригодится нашим малышам во взрослой жизни, потому что впереди еще много испытаний, а Святитель Николай всегда почитался нашим народом как помощник и защитник в беде.
На праздновании Масленицы никто не читал нотаций, не напоминал правил поведения. Мы просто поиграли в игру «Хорошие и плохие поступки» и наши проказники стали вести себя намного тише. А сколько желающих было помочь дедушке собирать дрова и отнести воду бабушке! Какая веселая была игра «Мирилка» - потому что главное на Масленицу - простить всех! Помогая героям сказки, дети задумывались, что такое совесть, когда бывает стыдно и почему?
Готовясь к Рождеству, мы прочитали детям старшей группы историю «Рождественский Ангел», где девочка отдала свою елку и подарки бедной семье. Детей поразил этот рассказ, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки. В группе была необычная тишина, так они переживали, открывая для себя духовную высоту доброго сердца. К сожалению, в современной педагогике почти исчезли понятия о милосердии, и никто раньше не учил наших малышей, что надо быть милостивыми.
На праздник Введения в Храм Богородицы показывали кукольное представление, где девочка Настенька шла к Царю, чтобы попросить у него выздоровления для отца, но нужно было подниматься по лестнице, отвечая на вопрос на каждой ступеньке. Дети с радостью помогали Настеньке, рассказывая, что такое честность, доброта, любовь. Они играли, развлекались, но вместе с тем, учились быть честными, добрыми, любящими.
Интересно, что часть детей принесла радостное ощущение праздника домой. Некоторые дети положили подарки под подушки своим родителям - «были помощниками Святителя Николая и делали добрые дела тайно», как научились на празднике, хотя поступить именно так им никто не предлагал. Но были и отдельные досадные случаи - когда ребенок не делился подарками ни с кем или рассказывал, что всех угостил дома, а мама растерянно рассказала воспитателю, что на самом деле дочь ни с кем не делилась конфетами. По-видимому, в таких случаях требуется индивидуальная коррекционная работа.
Выпускники, которые уже учатся в школе, тоже охотно посещают праздники в ДОУ №3 «Ягодка». Уже традиционными стали встречи на Рождество, Масленицу, Пасху. Заинтересованность детей очень велика. Они с нескрываемым интересом участвуют в беседах перед спектаклем, снимают на мобильный телефон фрагменты праздника, рассказывают как они дома и в школе праздновали или изучали историю праздника.
Школьники менялись на наших глазах в течение года. Первое впечатление от их визита немного смутило нас - дети вбежали в зал, не обращая внимания на взрослых, переворачивая стулья, толкая друг друга. Мы не стали их одергивать, а спрашивали о хороших и плохих поступках, совести, стыде, предлагали привести примеры из опыта собственной жизни и показали спектакль, где злые герои исправлялись и их прощали. А вот выходили из нашей театральной студии они уже по другому - восторженные, радостные, спокойно попрощались, и никто из детей не бросил мусор на пол, после того, как мы их угостили конфетами. Сегодня школьники здороваются с нами на улице, спрашивают, а когда они еще придут в садик на праздник? Да и заходят теперь в зрительный зал совсем по-другому, приветствуя всех присутствующих, вежливо и тихо, с нескрываемым интересом.
Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам, загадочный, благодатный и волшебный мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. Взрослые для себя, тоже впервые, открывали историю Рождества, события Пасхи, жизнь Святителя Николая и понятие Троицы. За то время, пока готовили праздник для детей, изучали литературу, создавали новые куклы для спектакля, сотрудничали с родителями; мы, взрослые, готовясь учить детей, учились сами. И даже стали немного другими: старались никого не обидеть, просили прощения друг у друга, были более искренними и доброжелательными.
Праздник в детском саду повлиял и на родителей наших воспитанников. Нас глубоко поразило, что мама одного из малышей заплакала, когда вечером получила конфеты от 3-летнего сына в день Святителя Николая, которые он нашел под подушкой в садике (мы намеренно провоцировали ситуацию, положив 3-4 конфеты, чтобы побудить ребенка поделиться с родными). Мальчик сказал маме, что Святой Николай принес конфеты и стал делить их так: конфетку - маме, конфетку - папе, а одну себе, никак не осознавая, что папа не живет больше с мамой, потому что они расстались. Сердце мамы не выдержало, и она расплакалась, утонув в безграничной чистоте детской души. Может быть, стоит, нам взрослым, остановиться и прислушаться к естественному желанию малыша, чтобы папа и мама были вместе?
В анкетах родители выражают пожелание раскрыть детям суть православных праздников, потому что в семье подчас, к сожалению, этого никто не может сделать, традиции празднования во многих семьях утрачены.
Сегодня именно в наш детский сад желают отдать ребенка большинство семей из соседних микрорайонов. Этому способствуют многие факторы: оздоровительная, коррекционная и лечебная работа, мини котельная, уютное расположение в зеленой зоне. Но это все же не главное. Родители, попадая в д\сад, говорят, что выбрали именно наше учреждение потому, что здесь много внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и добрые сотрудники.
Создавая программу духовного воспитания на основе православных традиций в дошкольном учебном заведении, мы стараемся, чтобы дети не были перегружены информацией, не используем абстрактных понятий, применяем высокие возможности театрального искусства и детских игр, а главное - стараемся наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.
Считаем, что воспитание всесторонне развитой духовной личности возможно лишь совместными усилиями семьи, учебного заведения и государства.
А коллегам предлагаем сценарий нашего праздника на Масленицу.
ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Материал предварительной беседы может быть увеличен или уменьшен в зависимости от возраста детей)
Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций украинского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Масленицы, подготовки к Посту. Дать представления об окружающем мире, нравственных ценностях нашего народа через театр, игры, сказку. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. Уточнить знания детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение. Познакомить детей с национальной праздничной кухней на Масленицу (блины, блюда из сыра и т.д.).
Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и театральным представлением.
Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, желание подражать благим образцам, жить по совести.
Оборудование: ширма, декорации (плоскостные и объемные): домик, деревья, солнышко, тучи; театральные куклы: перчаточные – Блинок, Собачка, Кошечка, Петушок, Мышка; тростевые – Баба, Дед. Для игры: дрова, 4 ведра.
«МАСЛЕНИЦА»
Ведущая 1: Добрый день!
Ведущая 2: Здравствуйте! Рады приветствовать вас. Сегодня Масленица!
Ведущая 1: Ребята, а знаете ли вы, что такое Масленица? (Ответы)
Ведущая 2: А еще масленицу называют сырная неделя, скажите, почему? (Ответы) Правильно на этой неделе пекли блины с маслицем, готовили разные кушанья с сыром.
Ведущая 1: Эта неделя посвящена– примирению с ближними, прощению обид. Масленица – это время, которое нужно посвятить добрым делам и доброму общению с родными, друзьями, именно поэтому люди ходят в гости в эти дни.
Ведущая 2: А сегодня у нас в гостях батюшка Андрей. Давайте спросим у него, что такое Масленица.
Ведущая 1: А в последний день Масленицы люди вспоминали всех тех, кого обидели и обязательно просили друг у друга прощения. Этот день так и называется – Прощенное воскресенье. А на следующее утро в понедельник начинается Пост.
Ведущая 2: А что такое Пост? (Ответы) Еще с давних времен Крещения Руси повелась традиция поста – верующие люди, «постятся» - не едят мясо, молоко и яйца, а еще стараются совершают хорошие, добрые дела, никого не обижают.
Ведущая 1: А какие это добрые дела, знаете? А мы сейчас поиграем. Я буду называть поступки, которые совершают ребята, если они хорошие, то хлопните в ладоши, если плохие, спрячьте ручки. Хорошо? (Игра) Молодцы.
Ведущая 2: А что нужно сделать, если плохой поступок ты все-таки сделал? Правильно, попросить прощения. А что такое стыдно? Когда бывает стыдно? (Ответы)
Ведущая 1: После Сырной недели начинается Великий пост, когда люди готовятся к Светлому празднику – Пасхи. В народе говорили раньше «Не все коту Масленица – придет и Великий Пост», когда хотели напомнить, что веселье заканчивается, нужно потрудиться.
Ведущая 2: В этом году Масленица началась 08.02.10 г. и закончится Прощенным воскресеньем 14.02.10 г. Не забудьте и вы попросить прощения у своих близких, помириться с теми, с кем вы были в ссоре, чтобы с чистым сердцем закончилась ваша Масленица.
Ведущая 1: А вы умеете мириться? (Ответы) Давайте поиграем в игру-мирилку. Она очень полезна для тех, кто поссорился, посмотрите, как в нее играть. (Музыка. Ведущие взяли друг друга за мизинцы и приговаривают «мирилку»)
Как на Масленой неделе рядом мы в гостях сидели
Раз-два-три, если виноват – прощенья попроси. (говорят друг другу: Прости)
Ведущая 2: Хорошо вы поиграли, да немножечко устали, а теперь, посидите, да представление наше посмотрите.
Ведущая 1: Ребята, сегодня мы с вами посмотрим сказку, которая называется «Приключения на Масленицу». Тихонько сидите, если герои попросят помочь – поможете?! (Ответы) А вы помните, как артистов позвать? Правильно похлопаем.
(Звучит музыка. Открывается занавес).
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА МАСЛЕНИЦУ
Действующие лица: Баба, Дед, Блинок, Мышка, Собака, Петушок, Кошка..
Декорации, атрибуты: Дом, деревья, дрова, 4 игрушечных ведра.
Ведущая 2: Далеко-далеко отсюда
Где еще не бывали люди,
Стоит Царство Чудес,
А в нем сказочный лес –
Сосны до небес.
Тот, кто в этот лес войдет,
Сразу в сказку попадет!
Ведущая 1: Баба с дедом там жила,
Щи варила, шерсть пряла,
Да еще блины пекла -
Неделя сырная была.
( Звучит музыка. Выходит баба.)
Баба: (поет): Как пойду я, как пойду,
По амбару помету,
По сусекам поскребу,
Растоплю я жарко печь
Нужно мне блинов напечь.
Дед: Что шумишь ты так с утра,
Разбудила старика.
Баба: Дед! А дров-то в печи нет
Дед: Ох, тяжело дрова рубить.
Баба: Может помощников пригласить?
Дед: Да кого ж мы позовем
Столько лет одни живем…
Баба: Да ты, ребят из д\сада (школы) попроси. (Музыка. Уходит.)
Дед: Ребята, кто мне поможет, выходи.
Ведущая 2: Ну-ка, мальчики, выходите, дрова во дворе соберите. (выбирают 2-х мальчиков, они выходят перед ширмой и собирают на полу дрова): (Музыка)
Дед: Спасибо, ребята, помогли старику
Теперь я печку сам растоплю. (Музыка.Уходит)
(Музыка. Идет баба.)
Баба: А я бы блины напекла,
Да кончилась в избе вода
Нечем и посуду помыть
Ой, ребята, как мне быть? (Ответы)
Ведущая 1:Ребята, бабушке помогите
Воды в избу принесите. (выбирают несколько детей, они выходят перед ширмой и с ведущей подают ведра) (Музыка)
Раз-два-три воду поскорей неси!
Раз-два-три Бабушке помоги! (подают 4 ведра на ширму)
Баба: Спасибо, дети, бабушке помогли.
Ведущая 1: Молодцы, ребята, садитесь на места!
Баба: С дедом печку растопила
На молоке тесто замесила,
Блины тонкие выпекала
Маслом вкусным поливала.
Вот подрумянился бок
Ах, какой получился Блинок! (Музыка. Появляется Блинок)
Полежи, остынь, Блинок-румяные бока,
Ну, а я устала, пойду отдохну пока. (Музыка. Баба уходит.).
Блинок: Ох, лежать-то надоело!
А ведь сырная идет неделя ...
Все в гости ходят …, а старики – одни… (думает)
Надо гостей к ним позвать,
Масленицу вместе встречать.
Я же не просто так Блинок –
Я деду и бабе теперь как сынок.
Ведущая 2: Блинок по дорожке покатился, песенкой своей хвалился. А навстречу ему … (Музыка. Идет Мышка.)
Дети: Мышка!
Мышка: (поет) Я Мышка-норушка
Вот носик, два ушка.
Мерзнут лапки – не могу
В норку я скорей бегу.
- Какой свеженький Блинок,
Укушу, тебя, дружок.
Блинок: Не ешь, меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет) На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут.
Тебя, Мышку, в гости ждут.
Чтоб на сырной-то неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)
Мышка: Масленица? Блины?…
Да как же я пойду в избушку?
Обижала я старушку.
Вчера по лавочке бежала,
Хвостиком своим махала –
Вот яйцо и разбилось. -
Стыдно теперь… Что же делать?
Ведущая 1: Ребята, что делать? (Ответы)
Мышка: Спасибо, ребята!
Побегу прощение у бабушки попросить.
На Масленицу стариков посетить. (Музыка. Убегает.)
Ведущая 2: Блинок по дорожке катился. А навстречу ему …(Музыка. Идут Барбос и Блинок.)
Дети: Собака!
Барбос: (поет): А я верный пес Барбос
Укусить могу за нос.
Хвостик у меня колечком
И живу я под крылечком.
Какой румяненький Блинок,
Укушу, тебя, за бок!
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет): На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут
Тебя, Барбоса, в гости ждут.
Чтоб на масленой неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок.)
Барбос: Масленица? Блины?…
Да как же я пойду туда
Обижал я - старика.
Этой ночью лаял я,
Чтоб не спала вся семья.
Ох, совестно как… Что же делать? (Ответы)
Барбос:
Побегу прощенье у дедушки попросить
Стариков на Масленицу посетить.
Чтоб на сырной-то неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Уходит.)
Ведущая 1: А Блинок-то все катился…А навстречу ему… (Музыка. Идут Петушок и Блинок.)
Дети: Петушок!
Петушок: (поет) А я Петя-Петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Люблю рано я вставать –
Ку-ка-ре-ку напевать.
Какой зажаренный Блинок,
Укушу тебя, дружок!
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет) На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут
Тебя, Петя, в гости ждут.
Чтоб на масленой неделе
Вместе мы блинов поели. (Музыка. Покатился Блинок)
Петушок: (грустно)
Как же к старикам пойду
Сделал я в мешке дыру.
Высыпался пуд горошка
Прямо бабе под окошком.
Дед горошек собирал,
А я в стороне стоял … Стыдно теперь-то.
- Ребята, как вы думаете, простят меня старики? (Ответы)
Петушок:
Побегу я побыстрей
Пока нет еще гостей.
Скажу: бабушка, прости
Поклонюсь: дедушка, извини! (Музыка. Уходит.)
Ведущая 2:А Блинок все по дорожке катился… А навстречу ему…(Выходят с разных сторон Блинок и Кошка)
Дети:Кошка.
Кошка: (поет): Ах, невиданной красы
У кошки Мурочки усы.
Глазки хитрые и смелые,
Зубки острые да белые.
Хвостик вот какой пушистый,
Мех на шубке серебристый.
Про кошку Мурочку вы слыхали?
Хвостик мой пушистый видали?
Мурр-мурр!
Съела я кусочек сала, тот что у дедушки украла. Мурр-Мурр!
Блинок: Ах, это ты стащила, Киска,
Сало, сметану и сосиски?
Кошка: А кто видел? Кто? Никто!
Значит все мое добро!
Блинок: Что же будет есть семья?
Слушай, Киска, так нельзя!
Кошка: Поучаешь Мурку– я не слушаю!
Лучше и тебя, Блинок, я скушаю! АМ-АМ!!! (Гоняется за Блинком с визгом, останавливаются в разных концах ширмы).
Блинок: Мурка! Стой! Пожалуйста, не ешь меня!
Приглашаю на Масленицу я тебя!
Старики в избушке блины пекут
Тебя, Мурка, в гости ждут. (Музыка. Покатился)
Кошка: Надо же, да я ж забыла
Масленицу пропустила!
Я в гостях: взрослым уступаю,
Малышей не обижаю,
Вся такая добрая,
Такая вежливая!
Ведущая: А ты что, только в гостях добрые дела делаешь?
Кошка: Ой, да и правда! А я еще и по праздникам добрые дела делаю… Ой, опять что-то не так. Ребята, помогите!
Ведущая: Ребята, скажите Мурке - добрые дела только в гостях и на празднике делать надо? (Ответы)
Всегда надо делать добрые дела.
Кошка: Ах, вот оно что! Ну, спасибо, ребятки, побегу в гости… Ой…
Да только… (Плачет)
Как же я пойду в избушку,
Обворовала я старушку.
Сыр стащила и сосиски -
Кто же поверит хитрой киске.
Стыдно как. Что же делать? (Ответы детей).
Кошка: Побегу все исправлять, научилась у ребят. (Музыка. Уходит.)
Ведущая: А в избушку, на опушке
На блины спешат к старушке
Пес Барбос и Мышка,
Петушок и Киска.
Блинок – Румяный бок.
Прощения попросить
Стариков навестить. ( Выходят все )
Звери и Блинок: Поздравляем всех с Масленицей. Бабушка, Дедушка! Простите нас!
Баба: Бог простит!
Дед: А вы нас простите!
Баба: На праздник заходите! (Под музыку все звери заходят в дом).
Дед: Дыма белые колечки,
Блин в тарелке остывает,
А мы с бабой на крылечке
Всех на Масленицу зазываем!
Баба: Дети, вы себя спросите,
Много ли хороших дел
Каждый совершить успел.
Дед: Ну, а если ты толкался
Баловался или дрался.
То подумай, не спеши
И прощенье попроси!
Баба: Скоро Пасха к нам придет
Пусть каждый с чистой душой её ждет!
Дед: Мы с бабой Великий Пост встречаем, а вас, малыши, весной на Пасху к нам приглашаем! Придете? (Ответы)
Баба: А сегодня отведайте угощение на сырной неделе – блинов с маслицем! Угощайтесь, малыши! Пекла баба от души! (Подает поднос с блинами).
Ведущая 2: - Ребята, что нужно сказать бабушке? Спасибо! До свиданья!
Бабушка: До свиданья!
Дед: До свиданья!
Ведущая 1: Ребята, понравилось вам представление? (Ответы). Скажите, ребята, так что же все-таки самое главное на сырной неделе? (Ответы)
Ведущая 2: Самое главное – подготовиться к посту, попросить прощения, если кого-то обидел, делать добрые дела. А теперь – блины с маслицем. Сама бабушка из сказки нам напекла. (Раздают блины)
Хорошие и плохие поступки. (Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Сейчас мы поиграем в игру « Хорошие и плохие поступки». Я буду называть поступки, а вы хлопните в ладоши, если это хорошо или спрячете ручки за спинку, если это плохо.
Покормить зимой птичек.
Разбрасывать игрушки.
Погладить кошечку.
Дразнить собаку.
Обманывать маму.
Поделиться конфетами с друзьями.
Попросить прощения, если кого-то обидел.
Брать без разрешения чужие вещи.
Сорвать все цветочки на полянке.
Слушаться старших.
Обижать малышей.
Помочь дедушке рубить дрова.
Дернуть кошку за хвост.
Поздравить своих знакомых с праздником.
Помочь бабушке подметать.
Приготовить на праздник подарок своими руками.
Бросить на пол фантик от конфеты.
Драться.
Защищать девочку от драчунов.
Уступить место в автобусе бабушке.
Говорить плохие слова.
Помочь маме нести сумку.
Придумывать обидные прозвища ребятам.
Долго обижаться и не разговаривать с другом.
Порадоваться, что другу купили игрушку.
Поссориться.
Защитить малыша, если кто-то его обижает.
Подмести пол дома.
Бросить мусор на улице.
Подарить маме цветы.
Назад к списку