Доклад о духовно-нравственном воспитании в образовательном учреждении. Выступление заведующей ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области Коваленко И.В. на ІІІ Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях. г. Киев 26-28.10. 2010 г.
«ПРАВОСЛАВИЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, разрушение семейного уклада нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Мы не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными Святыми Кириллом и Мефодием.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.
Оценивая современные методики воспитания детей в детском саду, мы пришли к выводу, что современная дошкольная педагогика не дает ответа на самый главный вопрос – как же практически воспитать высоко-духовную, нравственную личность. Обращение в последние годы то к американским, то к европейским идеям воспитания, по-нашему мнению, привели к некоторым противоречиям с многовековыми традициями нашего народа. Ведь на Руси столетиями уважительное отношение к старости, учителю, родителям было непререкаемым, доброта, милосердие, жертвенность, скромность оценивались очень высоко. То, что ставится сейчас в основу воспитания, а именно, научить креативности, компетентности, коммуникабельности, успешности вовсе не означает вырастить доброго, милосердного, нравственного и порядочного человека.
При здравой и объективной оценки этого вопроса, естественно, возникает идея обратиться к Православной педагогической традиции, на основе которой выросло столько поколений наших предков. Поэтому мы обратились к созданию Программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, взяв за основу годовой цикл Православных праздников. И назвали ее «Лето Господне». Начать работу решили с обращения к родителям наших воспитанников. Прежде всего провели анкетирование об отношении их к Православию, к введению факультативного курса «Основы православной культуры» и получили такой результат (за 2008-2010гг.):
В среднем 95% семей называют себя православными. От 75% до 90% (в среднем 83%) положительно относятся к введению курса «Основы православной культуры»; 89% родителей выразили желание, чтобы их ребенок стал участником встречи с православным священником.
Кроме того, мы изучили нормативную и законодательную базу по данному вопросу и убедились, что сегодня есть возможность сотрудничества образовательной системы Украины и Церкви в рамках действующего законодательства. Так, в 2005 г. подписан Указ Президента Украины о развитии духовности украинского общества (№ 1647), в 2008г. при Министерстве образования был создан общественный совет по вопросам сотрудничества с Церквями и религиозными организациями, что свидетельствует о готовности образовательной системы к более тесному сотрудничеству с Православной Церковью.
Организовать духовно-нравственное воспитание детей на основе Православия возможно по таким направлениям:
духовное воспитание в семье;
ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников – Рождество, Пасха, Троица;
факультативный курс или кружковая работа. (по желанию родителей).
Воспитание духовной личности должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи.Желательно, чтобыучастником образовательного процесса (при письменном согласии родителей) стал и священник Православной церкви. А при общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.
Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим соавтором, консультантом, первым слушателем и гостем на всех спектаклях стал священник о. Андрей Берсенёв.
Именно благодаря его участию в наших праздниках Святителя Николая и на Масленой неделе мы переместили акценты от получения подарков к «тайному доброделанию», а от разгуляя на Масленицу к прощению обид и приготовлению к посту. Да и на встречах со священником обычные шалуны и непоседы, неожиданно для педагогов, вели себя спокойно и с интересом слушали батюшку.
Почему духовное воспитание, именно, в детском саду? Хотим подчеркнуть, что никогда ранее не существовало такой организованной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати сказать, и во времена государственного атеизма, именно бабушка в семье давала ребенку азы Православия и молилась за малыша и его родителей, которым казалось, что все в их жизни совершается само собой. Давайте не будем заблуждаться и в том, что многие из тех, кто сегодня в 40-50 лет переступил порог Православной Церкви, пришли туда именно потому, что над их колыбелью в далеком детстве тихо читали молитву.
Вернуться к такому укладу сегодня, конечно же, практически невозможно. Как дать малышу образцы духовности, православной культуры и традиции, если их нет в современной семье?
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в программе «Лето Господне» использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей. Мы сознательно не героизировали и не делали привлекательными для подражания образы отрицательных героев. Кроме того, совершив недостойный поступок, отрицательный герой оказывался в одиночестве и рассуждал о своем поступке, искал пути исправления.
У нас есть случаи, когда восторженный рассказ и праздничное настроение православного праздника, дети передавали и своим родителям дома, что вызвало желание всей семьи зайти в Церковь, поставить свечу за здоровье своих близких. А наши выпускники-первоклассники отличаются тем, что в своей школе, порой единственные в классе, могут рассказать о праздновании Рождества или Дня Святителя Николая.
Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев сказки, и, даже, ведущих, рассказывают в семье о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев представления, которые помогали старикам, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам. Важно, что о празднике рассказывают сказочные герои кукольного спектакля, и это дает возможность привлекать зрительскую аудиторию от 2 лет. Мы наблюдали необыкновенную заинтересованность детей на праздничном представлении.
Во время кукольного спектакля на празднике Святителя Николая ведущие спрашивали у детей, что делать, если произошла беда ? тяжело заболел дедушка, случилось несчастье. Кто-то предлагал купить лекарство, просто помочь и вдруг мы услышали: «Надо попросить Святителя Николая! Он поможет». Возможно, этот совет пригодится нашим малышам во взрослой жизни, потому что впереди еще много испытаний, а Святитель Николай всегда почитался нашим народом как помощник и защитник в беде.
Помогая героям сказки, дети задумывались, что такое совесть, когда бывает стыдно и почему? Играя, малыши учились быть честными, добрыми, любящими.
Готовясь к Рождеству, мы прочитали детям старшей группы историю «Рождественский Ангел», где девочка отдала свои подарки бедной семье. Детей поразил этот рассказ, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки. В группе была необыкновенная тишина, так они переживали, открывая для себя духовную высоту доброго сердца. К сожалению, в современной педагогике почти исчезли понятия о милосердии, мы как бы забыли о том, что надо учить малышей быть милостивыми, сострадательными.
Праздник Святителя Николая очень впечатлил наших воспитанников. Придя, домой, некоторые дети положили подарки под подушки своим родителям ? «были помощниками Святителя Николая и делали добрые дела тайно», как научились на празднике, хотя поступить именно так им никто не предлагал. Младшие школьники, тоже охотно посещают праздники в ДОУ №3 «Ягодка». Уже традиционными стали встречи на Рождество, Масленицу, Пасху, Покров. Они с нескрываемым интересом участвуют в беседах перед спектаклем, снимают на мобильный телефон фрагменты праздника, рассказывают, как они дома и в школе праздновали или изучали историю праздника. Школьники менялись на наших глазах в течение года. Первое впечатление от их визита немного смутило нас ? дети вбежали в зал, не обращая внимания на взрослых, переворачивая стулья, толкая друг друга. Мы не стали их одергивать, а спрашивали о хороших и плохих поступках, совести, стыде, предлагали привести примеры из опыта собственной жизни и показали спектакль, где злые герои исправлялись и их, злых героев, прощали. А вот выходили из нашей театральной студии они уже по-другому ? восторженные, радостные, спокойно попрощались, и никто из детей не бросил мусор на пол, после того, как мы их угостили конфетами. Сегодня школьники здороваются с нами на улице, спрашивают, а когда они еще придут в садик на праздник? Да и заходят теперь в зрительный зал совсем по-другому, приветствуя всех присутствующих, вежливо и тихо, с нескрываемым интересом.
Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам, загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. За то время, пока готовили праздник для детей, даже стали немного другими: старались никого не обидеть, просили прощения друг у друга, были более искренними и доброжелательными.
Праздник в детском саду повлиял и на родителей наших воспитанников. Мама одного из малышей заплакала, когда вечером получила конфеты от 3-летнего сына в день Святителя Николая, которые он нашел под подушкой в садике (мы намеренно провоцировали детей, положив 3-4 конфеты, чтобы побудить ребенка поделиться с родными). Мальчик сказал маме, что Святой Николай принес конфеты и стал делить их так: конфетку ? маме, конфетку ? папе, а одну себе, никак не осознавая, что папа не живет больше с мамой, потому что они расстались. Сердце мамы не выдержало, и она расплакалась, утонув в безграничной чистоте детской души.
Атмосфера игры и праздника, веселья, угощения, воспринимается детьми как захватывающе познавательное действо, в котором ребенок берет активное участие. Педагоги имеют замечательную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корригировать и направлять моральную составляющую детского характера. Нужно подчеркнуть, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный малышам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить. События празднования подаются в игровой, театральной форме, некоторые из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед моральным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение о своих мыслях, чувствах и прогнозирования собственных действий, в похожей ситуации.
На Пасху, Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (опять же, по письменному разрешению родителей), где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение, научиться правильно вести себя в Храме и даже причаститься.
Теперь, о самой Программе «Лето Господне». Цель ее: сохранение (в необходимых случаях – коррекция) духовно-нравственного здоровья детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры через организацию театрально-игровой деятельности.
Задачи программы таковы:
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, проявлять уважение к старшим.
2. Учить умению мирно разрешать конфликты, быть щедрыми, терпеливыми, внимательными.
3. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
5. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
6. Пресекать (в адекватных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории, жития Святых.
8.Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно-нравственного содержания.
9. Формировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, хамства, равнодушия, эгоизма.
10. Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.Гуманистическая направленность.
В основу программы мы положили принципы: духовно-нравственного воспитания: построение жизни на основе христианского совершенства, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность, непрерывность и преемственность. А также принципы отбора содержания образования: Научность и каноничность. Учет требований типовых государственных программ. Многоуровневый подход.
Принципы построения занятий-утренников:
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания.
2. Возможность одновременного присутствия на занятии-утреннике всех возрастных групп детей ДОУ.
3. Структура занятия-утренника состоит из 3 частей: вступительная часть; основная часть (кукольный спектакль-сказка); заключительная часть.
4. Вступительная часть занятия-утренника (1 часть) – это рассказ о празднике, его традиции. Дети привлекаются к слушанию колокольного звона, церковного песнопения, им задаются вопросы проблемного характера или предлагается рассказать о традиции празднования в семье, предоставляется возможность желающим спеть, прочитать стихи по теме.
При необходимости во вступительной части предоставляется несколько минут для поздравления гостям (священник, церковный хор, родители, школьники), иногда инсценируются события праздника, проводятся игры.
5. Основная часть занятия-утренника (2 часть) – это сказка (кукольный спектакль, помогающий раскрыть основную тему занятия), где ребята не просто зрители, а активные участники событий, помощники героям сказки и добрые советчики.
6. Заключительная часть (3 часть) – это подведение итогов и праздничное угощение.
Формы работы: - с детьми: диагностика; факультативные занятия; занятия-утренники; чтение худ.произведений духовно-нравственного содержания; беседы-обсуждения; моделирование жизненных ситуаций, продуктивная деятельность; организация выставок; игры духовно-нравственного содержания; разучивание стихов, песен к празднику; целевые прогулки, экскурсии; встречи с интересными людьми; священником; детская благотворительность; рассматривание икон, иллюстраций, картин.
Формы работы- с родителями:родительские собрания на духовные темы; лекторий с участием священника; анкетирование и тестирование семьи; совместные праздники, спектакли, именины детей; совместные экскурсии; участие в крестном ходе; организация угощения детей; круглые столы с педагогами, учителями, священниками; обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
Формы работы- с педагогами: консультации; педсоветы, семинары-практикумы; научно-практические конференции;творческие лаборатории; круглые столы;встречи с интересными людьми; священником;мастер-классы специалистов;выставки литературы;паломнические поездки;экскурсии в Храм;лекторий, беседы;диспуты; участие в крестных ходах, встрече святынь;анкетирование и тестирование.
Предполагаемый результат Программы «Лето Господне»:
Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка; Приобщить к опыту Православной культуры. Создать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Главное – оставить в детской памяти на всю жизнь незабываемую радость и теплоту Православного праздника, желание стать лучше, добрее. Думаем, что во взрослой жизни, они обязательно вспомнят и общение с батюшкой, и причастие в Храме и нашу любовь к ним. Может кому-то поможет это стать воцерковленым человеком, а кого-то просто остановит от поступка не по-совести, ломающего свою или чужую жизнь.
Программа «Лето Господне» может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она рекомендована воспитателям, учителям, родителям для духовного воспитания в семье, проведения праздников в Воскресной школе.
С полным текстом Программы и некоторыми конспектами праздников-утренников можно будет ознакомиться на страницах газеты «Дитячий садок» издательства «Шкільний світ» в самое ближайшее время.
А мы приглашаем к широкому обсуждению программы и православную общественность, представителей Церкви, и педагогов, вообще всех людей неравнодушных к будущему наших детей.
Обсуждение весьма желательно, поскольку, как нам представляется, это предохранит всех, кто пытается заниматься духовно-нравственным воспитанием детей от ошибок. Кроме того, обмен опытом, несомненно, улучшит эффективность этой работы.
Коваленко Ирина Валентиновна
-заведующая дошкольного образовательного
учреждения № 3 «Ягодка» г. Краснодона
Луганской области
Священник Андрей Берсенёв
- Свято-Благовещенский Храм
г.Краснодона
Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна
- учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения № 3
«Ягодка» г.Краснодона
Луганской области
Назад к списку