КАК РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦЫ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
«А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
(Иван Бунин)
Вот уже несколько лет Троица в Украине празднуется как государственный праздник. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов, интернет-сайтов на нас потоком обрушиваются самые разноречивые сообщения и о самой Троице, и о традициях празднования. Как разобраться в этом потоке, который зачастую представляет смешение несовместимого - языческих верований, православных догматов, лже-учений, суеверий и т.д. Оказалось, что никто из сотрудников нашего дошкольного учреждения тоже не смог вразумительно сказать, что представляет собой этот праздник, какова его история, традиция. Именно поэтому мы решили рассказать детям о празднике Троицы, обратившись к первоисточнику – основе традиционной духовности украинского народа – Православию.
Нашим первым открытием стало то, что Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа - Апостолы собрались вместе в большой комнате - и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошел на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.
Известно, что наши земли посетил святой Апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию, Апостол Андрей был на берегу Днепра, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал Апостол Андрей своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей».
Троица – один из самых любимых украинским народом православных праздников. В эти дни украшали дом зелеными ветками и травами. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая трава, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зеленые облачения. Зеленый цвет на Троицу - это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.
Если с традицией и историей праздника Троицы было разобраться относительно легко, то объяснить сущность Троицы не так просто даже взрослым. Ребенку можно показать трилистник клевера – это и один листок и три листка. Так и в Святой Троице - Одна Сущность и Три Личности.
Сотни лет наши предки рассказывали детям о Троице на пальцах – три пальца сложены вместе – одно целое, но каждый палец в отдельности тоже существует. Можно взять в пример солнце. На небе мы видим диск солнца, ощущаем тепло и свет, но ведь это не три солнца, а одно.
Какое бы объяснение мы не выбрали, конечно, оно не будет совершенным, так как не все постижимо человеческим разумом.
А для дошкольников будет вполне достаточно, если в их памяти на всю жизнь останется душистый и пряный аромат зелени на Троицу, радость праздника, доброе, хорошее, веселое настроение. Оказалось очень уместным напомнить ребятам в эти дни о том, что рядом могут быть близкие нам люди, которые нуждаются в нашей помощи. Используя сюжет сказки о Красной Шапочке, педагоги ненавязчиво учили малышей тому, что необходимо заботится о стариках, больных. Аромат «волшебных цветов» напоминал и героям сказки и зрителям о совести. Ребята принимали активное участие в спектакле – подсказывая, как поступить Волку, который взял без разрешения корзинку Красной Шапочки.
В большинстве семей наших воспитанников не сохранилась традиция празднования Троицы, поэтому родители ребят старшего дошкольного возраста настаивали на том, чтобы их детей обязательно взяли на экскурсию в Храм. Впечатлений у ребят было очень много, в церкви им подарили букеты из ароматных трав и цветов. Когда ребята шли по улице с огромными букетами, прохожие оборачивались и улыбались – столько было праздничного шума, веселья, радостного детского смеха. А еще, оказалось, что дети принесли в Храм необычное ощущение чистоты и радости, что почувствовали взрослые, которые были в этот день в церкви. Одна бабушка так и сказала: «Как будто ангелы зашли». А мы обратили внимание на то, что наши самые балованные шалуны вели себя очень тихо и спокойно во время экскурсии, чем удивили своих педагогов.
Хорошо зарекомендовал себя еще и такой прием, как рисование старшими дошкольниками своих впечатлений после спектакля. Очень интересно было их проанализировать, ведь ребята рисуют именно то, что произвело на них сильное впечатление. Да и потом по рисунку можно рассказать дома маме и папе о чем был спектакль.
Дети рисуют чаще всего героев спектакля, а иногда даже гостей и ведущих. Правда, у самых маленьких говорить о своих впечатлениях, конечно же, еще не совсем получается, хотя высокой оценкой нашей работы можно считать ответ на вопрос «Понравилось ли тебе на празднике?» 3-летнего малыша, когда ребенок сказал «Да. Мне дали конфету и сказали, чтобы я был хороший».
На занятие-утренник «Праздник Троицы» мы пригласили школьников 1-4 классов из соседней школы. Настроение у ребят было уже летнее, веселое. Во время спектакля двое ребят баловались и выкрикивали «не надо прощать Волка». В конце праздника раздавали букеты зелени школьникам и учителям. Ведущая протянула букет ребятам-шалунам и тихонько сказала: «Вы дома, когда будете одни, обязательно понюхайте эти цветы, вспомните наш праздник и, может, поймете, что нельзя так себя вести на спектакле». Мальчишки притихли и «героями» себя уже не чувствовали.
Интересен тот факт, что на одни и те же вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию родители дошкольников и школьников отвечали по-разному. А, именно, в ответах родителей 2-5-летних детей не чувствовалось напряжение или озабоченность, скорее они просто выражали свое отношение к работе педагогов дошкольного учреждения по проблеме духовно-нравственного воспитания. Некоторые делали примечания, «может нам еще рано говорить о духовности, нравственности, ребенок еще такой маленький» или откровенно писали на некоторые вопросы анкеты: «не знаю». А вот в каждом ответе родителей 4-классников чувствовалась боль, озабоченность, тревога. Родители уже понимали, что надо что-то делать, но не знали как, поэтому к вопросам о духовно-нравственных традициях относились очень серьезно и доброжелательно.
Ребята младшего школьного возраста еще более, чем дошкольники, нуждаются в беседах, занятиях по духовно-нравственному воспитанию, итогом которых будет простое желание стать лучше, добрее, быть послушным, честным. Даже такая непродолжительная работа с младшими школьниками, как посещение праздников в нашем дошкольном учреждении приносит очевидные плоды.
Православные праздники оказались тем фундаментом, на котором можно построить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наряду с общекультурным развитием, получением знаний о традициях празднования, истории праздника, ребята получают образцы нравственного поведения, формируются моральные понятия о милосердии, доброте, совести, честности, любви и заботе о ближних, чего так не хватает нам в нашей повседневной жизни.
Протоиерей Андрей Берсенёв – священник Свято-Благовещенского Храма
г. Краснодона Луганской области
Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка»
г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3
«Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Назад к списку
Новости
- День матери в детском саду
- 21 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» в рамках работы по авторской программе духовно-нравственного воспитания «Лето Господне» и согласно плана мероприятий воспитательной работы к празднованию Дня матери для детей средних, старших и подготовительных групп прошли Минутки Духовности на тему «Праведные Иоаким и Анна – родители Богородицы». Ребята приняли активное участие в беседе о своей семье, рассказали о родителях, о любви к маме. Прослушав фрагмент песни «Богородица - Матерь Света» (сл. Н. Бородай, муз. В. Малышев), дети узнали о том, что на Руси с давних времен особенно почитали Богородицу, называли ее Матерью Света, Любви и Добра, обращались к ней за помощью в скорбях и бедах. Воспитанники с интересом смотрели мультимедийную презентацию о чудесном рождении маленькой Марии в семье Иоакима и Анны, сопереживали вместе с ними печаль, что не было у них детей, сорадовались чуду рождества Богородицы. Особые эмоции у малышей вызвал рассказ о том, как Анна печалилась, глядя на гнездо птиц, что даже у птичек есть птенчики, а у нее нет дитя. С большим вниманием слушали рассказ педагога об особенной радости ожидания малыша в каждой семье, о любви матери к своим детям. В заключении мероприятия ребята получили набор детских книг с иллюстрациями для рассматривания в группе. А также детям предложили подготовить подарок к празднику и обязательно сказать маме добрые, нежные слова о своей любви. По окончанию мероприятия некоторые из детей спрашивали у педагога: «Я тоже чудо? Меня тоже ждали, как и те родители?». Конечно, каждого малыша с любовью, радостью и надеждой ждали родители, и особенно, мама. Не забудь поздравить свою маму с праздником.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118497#gallerytop
- Сказание о Петре и Февронии для малышей
- 15 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона на основе работы по авторской программе «Лето Господне» по духовно-нравственному воспитанию и мероприятий воспитательной работы, посвященных Году Семьи прошли Минутки Духовности «Сказ о Петре и Февронии» (Поговорим о любви, семье и верности) для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ребята внимательно слушали рассказ педагогов и рассматривали слайды мультимедийной презентации о победе Петра над злым змеем, который прилетал мучать людей в городе Муроме, о болезни князя-победителя и о том, как простая деревенская девушка Феврония исцелила князя. Воспитанники рассуждали, где взял Петр Агриков меч, правильно ли поступил князь, оставив Муром. Дети с большим интересом посмотрели фрагмент мультфильма «Сказ о Петре и Февронии», рассмотрели иллюстрации в книгах, прослушали песню «Петр и Феврония» (слова и музыка Елены Абрамновой), узнали о том, что Петр и Феврония стали примером вечной любви, супружеской верности и поныне русские люди почитают их, как святых чудотворцев и покровителей семьи и брака. «Жизнь прожили добрую, славную, друг без друга себя не мыслили. Их любви и верной и преданной, все дивились как чуду дивному».
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118496#gallerytop
Практические материалы http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/1217718