КАК РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦЫ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
«А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
(Иван Бунин)
Вот уже несколько лет Троица в Украине празднуется как государственный праздник. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов, интернет-сайтов на нас потоком обрушиваются самые разноречивые сообщения и о самой Троице, и о традициях празднования. Как разобраться в этом потоке, который зачастую представляет смешение несовместимого - языческих верований, православных догматов, лже-учений, суеверий и т.д. Оказалось, что никто из сотрудников нашего дошкольного учреждения тоже не смог вразумительно сказать, что представляет собой этот праздник, какова его история, традиция. Именно поэтому мы решили рассказать детям о празднике Троицы, обратившись к первоисточнику – основе традиционной духовности украинского народа – Православию.
Нашим первым открытием стало то, что Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа - Апостолы собрались вместе в большой комнате - и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошел на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.
Известно, что наши земли посетил святой Апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию, Апостол Андрей был на берегу Днепра, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал Апостол Андрей своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей».
Троица – один из самых любимых украинским народом православных праздников. В эти дни украшали дом зелеными ветками и травами. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая трава, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зеленые облачения. Зеленый цвет на Троицу - это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.
Если с традицией и историей праздника Троицы было разобраться относительно легко, то объяснить сущность Троицы не так просто даже взрослым. Ребенку можно показать трилистник клевера – это и один листок и три листка. Так и в Святой Троице - Одна Сущность и Три Личности.
Сотни лет наши предки рассказывали детям о Троице на пальцах – три пальца сложены вместе – одно целое, но каждый палец в отдельности тоже существует. Можно взять в пример солнце. На небе мы видим диск солнца, ощущаем тепло и свет, но ведь это не три солнца, а одно.
Какое бы объяснение мы не выбрали, конечно, оно не будет совершенным, так как не все постижимо человеческим разумом.
А для дошкольников будет вполне достаточно, если в их памяти на всю жизнь останется душистый и пряный аромат зелени на Троицу, радость праздника, доброе, хорошее, веселое настроение. Оказалось очень уместным напомнить ребятам в эти дни о том, что рядом могут быть близкие нам люди, которые нуждаются в нашей помощи. Используя сюжет сказки о Красной Шапочке, педагоги ненавязчиво учили малышей тому, что необходимо заботится о стариках, больных. Аромат «волшебных цветов» напоминал и героям сказки и зрителям о совести. Ребята принимали активное участие в спектакле – подсказывая, как поступить Волку, который взял без разрешения корзинку Красной Шапочки.
В большинстве семей наших воспитанников не сохранилась традиция празднования Троицы, поэтому родители ребят старшего дошкольного возраста настаивали на том, чтобы их детей обязательно взяли на экскурсию в Храм. Впечатлений у ребят было очень много, в церкви им подарили букеты из ароматных трав и цветов. Когда ребята шли по улице с огромными букетами, прохожие оборачивались и улыбались – столько было праздничного шума, веселья, радостного детского смеха. А еще, оказалось, что дети принесли в Храм необычное ощущение чистоты и радости, что почувствовали взрослые, которые были в этот день в церкви. Одна бабушка так и сказала: «Как будто ангелы зашли». А мы обратили внимание на то, что наши самые балованные шалуны вели себя очень тихо и спокойно во время экскурсии, чем удивили своих педагогов.
Хорошо зарекомендовал себя еще и такой прием, как рисование старшими дошкольниками своих впечатлений после спектакля. Очень интересно было их проанализировать, ведь ребята рисуют именно то, что произвело на них сильное впечатление. Да и потом по рисунку можно рассказать дома маме и папе о чем был спектакль.
Дети рисуют чаще всего героев спектакля, а иногда даже гостей и ведущих. Правда, у самых маленьких говорить о своих впечатлениях, конечно же, еще не совсем получается, хотя высокой оценкой нашей работы можно считать ответ на вопрос «Понравилось ли тебе на празднике?» 3-летнего малыша, когда ребенок сказал «Да. Мне дали конфету и сказали, чтобы я был хороший».
На занятие-утренник «Праздник Троицы» мы пригласили школьников 1-4 классов из соседней школы. Настроение у ребят было уже летнее, веселое. Во время спектакля двое ребят баловались и выкрикивали «не надо прощать Волка». В конце праздника раздавали букеты зелени школьникам и учителям. Ведущая протянула букет ребятам-шалунам и тихонько сказала: «Вы дома, когда будете одни, обязательно понюхайте эти цветы, вспомните наш праздник и, может, поймете, что нельзя так себя вести на спектакле». Мальчишки притихли и «героями» себя уже не чувствовали.
Интересен тот факт, что на одни и те же вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию родители дошкольников и школьников отвечали по-разному. А, именно, в ответах родителей 2-5-летних детей не чувствовалось напряжение или озабоченность, скорее они просто выражали свое отношение к работе педагогов дошкольного учреждения по проблеме духовно-нравственного воспитания. Некоторые делали примечания, «может нам еще рано говорить о духовности, нравственности, ребенок еще такой маленький» или откровенно писали на некоторые вопросы анкеты: «не знаю». А вот в каждом ответе родителей 4-классников чувствовалась боль, озабоченность, тревога. Родители уже понимали, что надо что-то делать, но не знали как, поэтому к вопросам о духовно-нравственных традициях относились очень серьезно и доброжелательно.
Ребята младшего школьного возраста еще более, чем дошкольники, нуждаются в беседах, занятиях по духовно-нравственному воспитанию, итогом которых будет простое желание стать лучше, добрее, быть послушным, честным. Даже такая непродолжительная работа с младшими школьниками, как посещение праздников в нашем дошкольном учреждении приносит очевидные плоды.
Православные праздники оказались тем фундаментом, на котором можно построить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наряду с общекультурным развитием, получением знаний о традициях празднования, истории праздника, ребята получают образцы нравственного поведения, формируются моральные понятия о милосердии, доброте, совести, честности, любви и заботе о ближних, чего так не хватает нам в нашей повседневной жизни.
Протоиерей Андрей Берсенёв – священник Свято-Благовещенского Храма
г. Краснодона Луганской области
Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка»
г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3
«Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Назад к списку
Новости
- Расскажем малышам о Пасхе…
- 20 Апрель 2025
Реализация традиционных духовных ценностей — одна из задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Для решения задач программы воспитания согласно ФОП ДО в ГБДОУ №3 «Ягодка г. Краснодона прошли занятия-утренники «Праздник Пасхи». Ребят познакомили с событиями этого праздника, которые произошли 2000 лет назад. Дошкольники познакомились с возникновением традиции приветствия в Пасхальные дни, им показали мини-драматизацию «Мария Магдалина в гостях у императора», где белое яйцо, принесенное в подарок императору, который не поверил, что Христос Воскрес, вдруг неожиданно превратилось в красное и он воскликнул: «Воистину Воскрес!». Старшие дошкольники рассказали, как они встречали праздник дома: красили яйца, готовили пасхи, ходили с родителями в Храм, где ставили свечи к празднику и освещали куличи. Дети слушали колокольный звон и песнопения празднику. Педагоги приготовили для малышей увлекательный кукольный спектакль «Пасхальная история», в котором активное участие принимали все зрители – ребята отвечали на вопросы героев спектакля, напомнили Петушку чем отличаются писанки от крашенок, Коровке объяснили, что из творожка и сметанки можно сделать вкусную творожную пасху, Медведю рассказали как празднуют Пасху дома, из каких продуктов готовят куличи и пасхи. В конце праздника в каждую группу ребята получили от Аленушки в подарок вкусный сладкий пасхальный кулич. Старшие дошкольники рассматривали иллюстрации в детских книгах по теме праздника. Хотелось бы, чтобы наше будущее поколение не забывало и хранило традиции православных праздников.
Фото праздника http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118524#gallerytop
- День воинской славы России
- 18 Апрель 2025
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона для детей старшего дошкольного возраста прошли Минутки Духовности на тему «Александр Невский. Ледовое побоище». Ребятам рассказали о том, что в истории нашей страны много славных страниц и одна из них – победа над немецкими рыцарями на Чудском озере. Детям предложили рассмотреть воинские доспехи тех времен, обратили внимание, какие изображения были на знаменах русского воинства. Воспитанники узнали, что Александра Невского знают не только как великого полководца, героя, но и почитают, как святого благоверного князя. Его икону можно найти во многих храмах страны, в городах стоят памятники, орденом его имени награждают полководцев. Особый интерес у ребят вызвал просмотр фрагментов художественного и документального фильмов, видеоклипа на песню «Не в силе Бог, а в правде». После рассказа о победе в Ледовом побоище, воспитанники рассуждали почему русские воины надели легкие доспехи, зачем Александр Невский приказал отступить передовому отряду на лед Чудского озера. Педагоги обратили внимание детей на слова Александра Невского, обращенные к поверженному противнику: «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет!». Каждый участник мероприятия получил в подарок раскраску «Александр Невский» и в каждую группу были предоставлены яркие детские книги для чтения и рассматривания иллюстраций по теме «Ледовое побоище». Надеемся, что обращение к историческим событиям далекого прошлого, прославление героев и защитников нашего Отечества станет прочным фундаментом для формирования уважения к традиционным ценностям нашего народа, желания сохранять и приумножать славу России.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118523#gallerytop