Чадца моя - Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области, программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Лето Господне»).
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ровеньковская епархия, Краснодонское благочиние. К детям с христианской любовью.

Чадца моя

Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области, программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Лето Господне»).

 

Опубликовано в еженедельнике "Дитячий садок" №25, 2012 г. издательства «Шкільний світ».

 

 

В последнее время в дошкольной педагогике и психологии всего постсоветского пространства много внимания уделяется вопросу формирования духовного здоровья и  нравственного воспитания детей.

Такое внимание вызвано потерей духовно-нравственных ориентиров в современном обществе. Кроме того, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, разрушение семейного уклада  оказывают прямое и опосредованное негативное влияние на формирование личности ребенка.

Впрочем, сегодня никто и не оспаривает преимущественно отрицательное влияние на психику ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, «псевдодетских» мультфильмов, фильмов, иллюстраций в журналах и книгах. Ведь при отсутствии контроля или невозможности контролировать содержание информации, которая обрушивается на малыша, в конечном счете, и приводит к формированию из наших детей «нравственных инвалидов».

Разве можем, мы, - педагоги, родители, психологи, врачи  равнодушно наблюдать за тем, что откровенно вредит ребенку? Понимание того, что нужно что-то делать, конечно, есть у всех. Но, вот как противостоять огромному натиску негативного информационного пространства на детей, что противопоставить им? Запретами вряд ли можно разрешить эту ситуацию. Мы выбрали, как один из вариантов альтернативного  влияния на формирование личности ребенка, работу по Программе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных праздников с использованием театральной деятельности и назвали ее - «Лето Господне». (См. г. «Дитячий садок»  № 5, 41,43  2011г., № 9  2012 г.)

         Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников «Лето Господне» была представлена на ІІІ Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях в г. Киеве (октябрь 2010 г.) и на XX Международных Рождественских образовательных чтениях в г. Москве (январь 2012 г.), стала победителем в международном конкурсе «Православная инициатива-2011» Фонда Преподобного Серафима Саровского (март 2011 г.). С опытом работы и практическими материалами по программе «Лето Господне» более подробно можно ознакомиться на сайте «Чадца моя» http://chadtcamoya.prihod.ru/.  

Именно дошкольный возраст нельзя игнорировать для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и моральных нормах поведения и взаимоотношений, для формирования патриотических чувств. Душа маленького ребенка — это как бы воск, еще не имеющий определенной формы, а к 6-8 годам как бы уже затвердевает, и к тому времени у ребенка формируется характер, в том числе и определенные привычки, изменить которые в школьном возрасте бывает нелегко, а совершенно заменить другими — почти  невозможно.

Самое благоприятное и плодотворное время для развития ребенка - с момента его рождения до 6 лет.  Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе, тем более, что современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей.

В ДОУ № 3 «Ягодка» начали работу над программой духовно-нравственного воспитания в конце 90-х годов, опираясь на печатные педагогические издания Министерства образования Украины и России.  Вначале мы изучали только теоретические материалы, т.к. практические разработки в журналах нам были не понятны и сложны для использования. На первом педсовете по духовному воспитанию в 1999 году мы скорее констатировали внимание общества к этой проблеме и снятие запретов с темы христианства в дошкольном воспитании. Однако, оказалось, что не так-то просто найти правильный, неконфликтный, и эффективный путь к духовному развитию детей.

Мы стремились к тому, чтобы наша программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Лето Господне» не повторяла общеобразовательную программу развития и воспитания детей в ДОУ в плане приобщения детей к национальному фольклору, привития любви к природе, поскольку это является частью других программ. Мы же ставили своей задачей привить и воспитать нравственные категории. И в то же время, наша программа не должна была  дублировать  программу Воскресной школы, адресованной  только детям из православных семей.

Построение Программы в виде цикла дополнительных еженедельных занятий-уроков совсем не подходило нам – дошкольники достаточно нагружены занятиями по общеобразовательной программе. Да и ведущей деятельностью в дошкольном возрасте все-таки является игра, а самым действенным воздействием, эталоном усвоением норм, правил поведения для ребенка во все времена была сказка. Так появились наши авторские сказки для кукольного спектакля, которые легли в основу занятия-утренника. Занятием мы назвали его потому, что дети во время кукольного представления становятся активными участниками действия, усваивают новые знания, закрепляют полученные ранее представления, делятся личным опытом. Кроме того мы заставляем их думать во время занятия, давать советы героям, как поступить, предлагаем пересказать только что услышанное от ведущих для героев спектакля, угощаем традиционными для каждого праздника блюдами, играем в игры духовно-нравственного содержания.

Такие Православные праздники, как Рождество, Покров, Троица, Святителя Николая, Сырная Неделя (Масленица), Пасха в той или иной мере присутствуют в общеобразовательных программах и часто используются педагогами в рамках изучения народоведения или изучения национальных традиций.

Мы построили нашу Программу на годовом круге праздников, взяв за основу слова К.Ушинского о «могучем впечатлении» на ребенка православных праздников и  детские воспоминания о традициях празднования И.Шмелева, создавшего «энциклопедию жизни православного человека» - роман  «Лето Господне». Хотелось бы оставить незабываемый, радостный, светлый образ православного праздника в душе дошкольника, который послужит нравственным фундаментом для формирования личности ребенка.

Кроме того, во время проведения занятия - утренника мы в ненавязчивой форме формируем представления у детей о добре и зле, хороших и плохих поступках, милосердии, прощении, послушании, воспитываем уважение к старшим, заботу о младших, даем нравственные образцы поведения, вызываем желание быть лучше, добрее, прививаем неприятие злых или недобрых поступков. И дети откликаются на этот призыв со всей непосредственностью своей натуры.  Трехлетний малыш (Архип К.) на занятии-утреннике «Праздник Пасхи» (См. г. «Дитячий садок» № 9, 2012) так активно участвовал во всех событиях кукольного спектакля, что не выдержал, когда герои спектакля поучали медведя о том, что нельзя  обижать маленьких, вскочив с места, погрозил медведю пальчиком: «Ну-ну!».

В рамках Программы «Лето Господне» ежегодно проводится 9 занятий-утренников – для всех возрастных категорий детей  - от 2-х лет. Для малышей 2-3 лет этого вполне достаточно для формирования положительных впечатлений, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели на свое усмотрение дополняют впечатления о празднике занятиями по рисованию, конструированию, играми духовно-нравственного содержания, чтением художественных произведений.

Дошкольник очень любит играть, он воспринимает игру, театр, как реальное действие, участвует в событиях кукольного спектакля,  подражает любимому герою, отождествляя себя с ним. Поэтому нам представляется возможным противопоставить живую игру кукольного представления  народных и авторских сказок потоку «безнравственной» видео продукции, театральных зрелищ, книг и журналов, который обрушивается на детей. К сожалению, часть этого потока протекает и через образовательные учреждения. Многие спектакли, которые заезжие, даже профессиональные, актеры предлагают юным зрителям-дошкольникам, вызывают  вопросы и нарекания по поводу содержания и подбора кукол, исполнения «модных» эстрадных песен с сомнительными текстами  и т.д.

В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей.

Вспомните, что мальчишки 40-х годов ХХ в. играли в «Чапаева», после просмотра одноименного кинофильма, послевоенное поколение мальчишек  играли в «войну», где были «наши» и «немцы», ведь вплоть до 90-х годов военная и патриотическая тема в кино была очень актуальной и дети видели в героях кинолент пример для подражания. А какие примеры мы дали своим детям-дошкольникам за последние 20 лет? 

Милого и наивного Чебурашку вытеснили агрессивные и злобные Черепашки-нинзя, вместо уважительного отношения к старшим, которое подспудно формировалось у детей на основе сюжетов народных сказок, мы усадили детей у экранов для  просмотра м\ф «Симпсоны», где показан пример грубого и неуважительного отношения к старшему поколению. Сомнительна польза для дошкольника от просмотра «модного» мультсериала «Маша и Медведь». Некоторые  мультфильмы способны вызвать волну радостных эмоций, желание подражать полюбившимся героям и т.п. А вот другие делают детей агрессивными, нанося их психике огромный вред, морально их опустошают.

Так почему мы удивляемся агрессивности, грубости, жестокости, девиантному* поведению ребенка? Мы сами позволили показывать малышу эти примеры, да еще и в такой привлекательной форме, как мультфильмы, фильмы, иллюстрации, сомнительные театральные постановки.

Что же делать, если признаки подражания псевдо-героям уже налицо? Как помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в современном  мире? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов? Специалисты по детской психологии  утверждают, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты.

И порой впечатление от того или иного события, остается на всю жизнь. Многие давние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным откликом: мы были чем-то поражены, или встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с близкими людьми и педагогами – это великая драгоценность. Поэтому и необходимо, прежде всего, не только в семье, но и в детском саду, школе  вытеснять опасные впечатления – добрыми, полезными, дать правильный жизненный ориентир.

Именно такими впечатлениями мы стараемся наполнить жизнь наших малышей в ДОУ № 3  «Ягодка», показывая театральные кукольные постановки к Православным праздникам. Малыши постоянно наблюдают и подражают не только окружающим взрослым, но  и сказочным героям. При своей кажущейся несмышлености они замечают, многое, в том числе и то, что нам кажется незначительным или никого не касающимся.

Куклы - герои наших авторских сказок несут в себе заданный образ, стабильную нравственную характеристику. С детской сказки начинается  знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, с традициями национальной культуры и со всем окружающим миром в целом. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям кукольный театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. С какой верой они глядят на сцену, слушают и стараются запомнить звуки музыки, особенно песни, часто подпевают и хлопают героям представления. Надеемся, что вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми, удержат от злого и несправедливого поступка.

Театр – это такая форма искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты. И что самое важное: умело подобранный репертуар воспитывает детей без «моралей и занудства». Дети воспринимают театр не так, как взрослые; театр для них - это естественное продолжение их жизни, в которой игра занимает достаточно большое место. Поэтому так велико стремление детей участвовать в происходящем на сцене, не только мысленно отождествляя себя с героями спектакля, но и физически.

         Детей во все времена учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда их сопровождали моралью. Это азы педагогики. В мультфильмах «новой волны» эти принципы последовательно нарушаются. Неправильное поведение изображается ярко и привлекательно для ребенка и достаточно часто  без оценочных комментариев.

Кроме того, ребенок подражает не только поведению, но и мимике персонажей, перенимает их жестикуляцию. А ведь в детских передачах, мультфильмах последних лет герои просто соревнуются между собой в чудовищности. Когда ребенок идентифицируется с такими персонажами, его внутреннее самоощущение соотносится с выражением их лиц. И малыш начинает вести себя соответствующим образом. Невозможно перенять злобную мимику, оставаясь в душе добрым человеком или пытаться рассуждать с бессмысленным оскалом на лице.

Искусство является мощным оружием, которое может быть употреблено как во зло, так и во благо, и нельзя отдавать это оружие тем, кто будет развращать наших детей, учить неправильно.

Именно поэтому, при подборе содержания видео- кино-мульт-  фильмов и театральных постановок для детей необходимо быть предельно внимательными и придирчивыми. И если мы с вниманием отнесемся к проблеме, то ее попросту не возникнет. А то минимальное негативное влияние, которое ребенок все-таки получит  из потока информации, которую мы просто не в состоянии отследить, можно скорректировать целенаправленной работой по духовно-нравственному воспитанию, используя такое мощное воздействие как искусство театра.

За время создания и внедрения Программы «Лето Господне» мы видим положительное влияние такой работы на всех: на воспитанников, их родителей, педагогов. Все изменилось, даже общая атмосфера в детском саду. На одном из областных семинаров  для воспитателей-методистов ДОУ Луганской области, который проходил на базе нашего дошкольного учреждения, коллега сформулировала свои впечатления    так: «Мы тоже много делаем, но у вас здесь какая-то такая особенная добрая атмосфера, у нас такого нет». Именно так гостья передала словами то благодатное впечатление, которое произвела на нее работа всего коллектива по духовно-нравственному воспитанию малышей.

В заключении хотелось бы пригласить к сотрудничеству, обмену опытом всех неравнодушных к будущему наших детей педагогов, психологов, родителей, ведь все вместе мы обязательно найдем правильный путь воспитания нравственной и высоко-духовной личности.

 

 

 

* Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

 

 

Протоиерей Андрей Берсенёв – священник Свято-Благовещенского Храма

г. Краснодона Луганской области

 

Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка»

г. Краснодона Луганской области

 

Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3

«Ягодка» г. Краснодона Луганской области

 

 


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Учебно-методическое пособие "Лето Господне"(духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе Православных праздников)
  • 07 Апрель 2017
  • Учебно-методическое пособие "Лето Господне" создано педагогами дошкольного образовательного учреждения № 3 "Ягодка" города Краснодона в соавторстве с магистром богословия протоиереем Андреем Берсенёвым. В книге представлена Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе традиций Православных праздников, статьи из опыта работы, конспекты занятий-утренников, анкета и др. Познакомиться с учебно-методическим пособием можно в разделе «Практические материалы» http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/1199901

  • участие в работе ХХV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия»
  • 15 Февраль 2017
  • С 25.01.2017 г. по 27.01.2017 г по приглашению Председателя Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, заведующий ГДОУ КДС комбинированного вида № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина Валентиновна приняла участие в работе ХХV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия», выступив с докладом «Возрождение святоотеческих традиций духовно-нравственного воспитания в государственном дошкольном образовательном учреждении»  в рамках работы секции «Дошкольное образование – базовая ступень в формировании личности». Фотоотчет в разделе «Фотогалерея» http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1115423#gallerytop,  с докладом можно познакомиться в разделе «Публикации» http://chadtcamoya.prihod.ru/publicationscat/view/id/1199337

Все новости


"Икона дня":
Поиск



  Искомое.ru
"Православный календарь":
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов