Чадца моя - ИМЕНИНЫ И ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ровеньковская епархия, Краснодонское благочиние. К детям с христианской любовью.

Чадца моя

ИМЕНИНЫ И ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).

Опубликовано в еженедельнике "Дитячий садок" №25, 2012 г. издательства «Шкільний світ».

 

 

"Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах".

(Евангелие от Луки 10, 20.)

 

Наверное, каждый из нас, помнит старую и простую  песенку из детства «Как на Машины (или чьи-то еще) именины испекли мы каравай…». Правда, пели мы  ее друзьям на День Рождения, но тогда причем здесь именины? Может именины и День Рождения – это одно и то же? Оказывается, что именины – это день памяти Святого, в честь которого нас назвали. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Иногда именины и День Рождения могут и совпадать по датам.

У нашего народа много лет была благочестивая традиция -  новорожденный получал свое имя при крещении от священника. Чаще всего его давали в честь Святого, память которого отмечалась церковью в ближайший ко дню рождения день, чаще на восьмой. Поэтому  так пестрят разнообразием имена наших прабабушек и прадедушек: Евдокия, Сидор, Гавриил, Трофим, Захар, Феодосия, Митрофан, Василиса, Яков, Иосиф, Петр.

В наше время имя ребенку обычно выбирают родители сами – часто в честь понравившегося им героя сериала, эстрадного певца, политического деятеля, в лучшем случае - в память о близких родственниках. Результат сегодня очевиден: в классе или группе детского сада воспитываются по 5-6 ребят с одинаковыми именами: Даниил, Артем, Максим, Алина, Настя, Катя. И когда мы готовим праздники  Святого Николая,  Апостолов Петра и Павла, то с трудом находим  одного Колю или Пашу во всем детском саду для поздравления. Многие, распространенные на Руси, имена сегодня почти забыты.   

Однако, возрождение церкви, внимание к ней государства, признание им религиозных праздников, обращение людей к отечественной истории, к истории своей семьи возбудило интерес и к именам. Хочется знать не только, когда нужно отмечать именины, но и в честь какого Святого нас назвали и почему этот человек стал святым.

Да и обряд крещения – одно из важнейших таинств в Православной церкви - вновь занял полагающееся ему место в нашей жизни. При крещении, по церковному обряду, человеку не только дается какое-то имя, но и -  небесный покровитель, который невидимо охраняет его в течение всей жизни от бед и напастей.

Сегодня в нашу жизнь возвращается чудесный праздник – именины. А ведь празднование именин в последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ ст. подвергалось официальному гонению. После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины». Борьба с «пережитками» доходила до нелепостей: так, в 20-х годах цензура запретила сказку «Муха-Цокотуха» К. Чуковского за «пропаганду именин».

 Искоренить вековые народные привычки оказалось трудно, детям во все времена продолжали петь об именинном каравае, но все-таки что-то было утрачено. Многие наши современники не могут рассказать об именинах и о том, как же их  праздновать. А традиция именин известна на Руси с XVII века. В этот день пекли именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин. А перед тем, как сесть за праздничный стол, именинник и его близкие величали святого перед иконой. И позже, с гостями и родственниками, среди подарков и угощений, именинник всегда помнил о высоком смысле этого дня, в котором прочно переплетаются личный праздник и почитание святого, веселье и благочестивые мысли.

Особенно пышно справлялись царские именины, которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели: «Многа лета!».  Иногда царь сам раздавал пироги гостям. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать понятие святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Все чаще родители называют ребенка именем святого, день памяти которого приходится на день рождения малыша или следует за ним.

А когда малыш подрастет, можно использовать день именин, чтобы подумать вместе с ребенком, какие уроки несет в себе жизнь его святого покровителя. Кем был этот человек, рожденный таким же, как все остальные, но сумевший достичь святости? Вопросы не праздные, если учесть, что святой, чье имя ты носишь, — не просто покровитель, к которому можно обратиться за помощью в трудную минуту, а тот, с которого ты должен брать пример в течение своей жизни.

Можно рассмотреть вместе с ребенком икону, на которой изображен его покровитель. Для начала посмотрите, что святой держит в руках. Например, в руках св. Анастасии Узорешительницы сосуд с целебным маслом, которым святая лечила раны узников, заключенных в темницу. А вот св. Даниил Московский держит в руках Храм. Вместе со взрослым малыши выясняют, что этот святой строил монастыри.

Что еще нужно делать в день именин ребенка? Именины — это день, когда нужно вспомнить житие святого покровителя. Пока ребенок еще маленький, именины для него — просто праздник. Но двухлетнему или трехлетнему малышу  можно рассказать, что именины — это день памяти  святого, рассказать о его подвигах. Пусть пока это будет воспринято как сказка. Подрастая, ребенок привыкнет каждые именины просыпаться с мыслью о святом покровителе.  В сущности, почти любое житие святого можно представить детям как увлекательное повествование из былой жизни, о борьбе с врагами, о подвигах и духовных победах.

Хороший обычай — напоминать ребенку, не только в день именин, о том, каким был его покровитель: помнишь, как святой Сергий Радонежский, твой святой покровитель, жил один в темном лесу и не боялся? Значит, и тебе не надо бояться темноты, ты ведь тоже Сергий.

Итак, именины — это не день рождения, хотя, как мы уже говорили, эти два праздника могут практически совпадать по датам. Можно посвятить этот день какому-нибудь доброму делу: например, помочь тем, кто нуждается, тайно,  как помогал Святитель Николай или навестить больных, как Святая Татьяна или Святая Анастасия, ты ведь хочешь быть похожим(ей) на своего покровителя? Важно, чтобы этот праздничный день получился для именинника действительно радостным, красивым и запоминающимся. У родителей, или педагогов, которые понимают важность этого дня для воспитания ребенка, и стремятся оставить в памяти малыша незабываемую, глубокую радость и чистоту, конечно же, все получится.

            Встретив нарядного, радостного малыша-именниника, которого ведут за руки мама и папа по тенистой аллее в Храм, а дома  ждут родные за праздничным столом с именинным пирогом, чувствуешь наряду с  радостью за этого ребенка, небольшую  грусть и о своем детстве, и о всех тех малышах, у которых не было в жизни такого радостного праздника, как именины.

А впрочем, время, в которое мы живем, хорошо тем, что дает нам возможность поставить точку отсчета. До нас не было в семье или в детском саду традиции отмечать именины, а теперь будет. Давайте приучим родителей и педагогов к этому празднику постепенно, будем готовиться к нему заранее, с подарками, пирогом, свечами, поздравлением, обязательным посещением храма. К хорошей традиции, человек привыкает быстро, и современный ребенок  примет это новшество, и оно станет семейной или д\садовой традицией. Теперь уже он понесет ее в свою семейную жизнь, расскажет своим детям: «у нас дома всегда так было» или «в садике мы так поздравляли…»

В детском саду мы стараемся напомнить ребятам о таком дне, как именины, на празднике Святителя Николая – 19 декабря, поздравляя ребят, которых назвали в честь Святого. А еще чудесным поводом напомнить о традициях празднования именин явился праздник Святых Апостолов Петра и Павла – 12 июля. Мы не только рассказали ребятам о Святых Апостолах, но и показали кукольный спектакль «Именинники», где герои сказки объясняли, кого можно называть именами Святых (только людей) и что именины – это не День Рождения. Конечно, праздник закончился угощением - именинным пирогом, которым угостила ребят бабушка именинников – Петруши и Павлуши. О том, какое впечатление произвел спектакль на малышей, можно судить по тому, что один из маленьких зрителей через две недели, играя с игрушками, поучал их «Именины – это не День рождения!».

Даже, если в силу разных причин,  некоторых ребят, в течение дальнейшей жизни никто не будет поздравлять с именинами, будем считать, что впечатление о празднике мы оставили у ребенка. А детская память подскажет незамысловатое поучение кукольных героев о том, что  именины – это не День Рождения!

 

 

Протоиерей Андрей Берсенёв – священник Свято-Благовещенского Храма

г. Краснодона Луганской области

 

Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка»

г. Краснодона Луганской области

 

Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3

«Ягодка» г. Краснодона Луганской области


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Учебно-методическое пособие "Лето Господне"(духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе Православных праздников)
  • 07 Апрель 2017
  • Учебно-методическое пособие "Лето Господне" создано педагогами дошкольного образовательного учреждения № 3 "Ягодка" города Краснодона в соавторстве с магистром богословия протоиереем Андреем Берсенёвым. В книге представлена Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе традиций Православных праздников, статьи из опыта работы, конспекты занятий-утренников, анкета и др. Познакомиться с учебно-методическим пособием можно в разделе «Практические материалы» http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/1199901

  • участие в работе ХХV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия»
  • 15 Февраль 2017
  • С 25.01.2017 г. по 27.01.2017 г по приглашению Председателя Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, заведующий ГДОУ КДС комбинированного вида № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина Валентиновна приняла участие в работе ХХV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия», выступив с докладом «Возрождение святоотеческих традиций духовно-нравственного воспитания в государственном дошкольном образовательном учреждении»  в рамках работы секции «Дошкольное образование – базовая ступень в формировании личности». Фотоотчет в разделе «Фотогалерея» http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1115423#gallerytop,  с докладом можно познакомиться в разделе «Публикации» http://chadtcamoya.prihod.ru/publicationscat/view/id/1199337

Все новости


"Икона дня":
Поиск



  Искомое.ru
"Православный календарь":
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов