ЧАДЦА МОЯ - статья "На ХХIV Международных Рождественских чтениях в Москве…"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

статья "На ХХIV Международных Рождественских чтениях в Москве…"

На ХХIV  Международных Рождественских чтениях в Москве…

                                                     

 

Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в  Луганской Народной Республике являются сегодня приоритетом и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях.  И это не случайно, так  2015 год в Республике был провозглашен, как  Год Духовности, а 2016 начал свое шествие, как Год Духовно-нравственного воспитания. В начальной школе активно внедряется новый предмет «Основы православной культуры», несколько образовательных учреждений ЛНР начали экспериментальную работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками, учениками средней школы, лицеистами, студентами вузов. Время не ждет, так как в последние годы  наше молодое поколение находилось под гнетом сомнительной и откровенно вредной информации и пропаганды,  что было бы преступным любое промедление в обращении к нашим духовным истокам, традициям, положительному социальному и культурному опыту предыдущих поколений.

В нашем городе, как и во всей Республике, так же большое внимание уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях.  К примеру, уже  несколько лет успешно внедряется в практику дошкольного образования авторская Программа по духовно-нравственному воспитанию на традициях православных праздников в детском саду «Ягодка».

В конце января 2016 года мне посчастливилось участвовать в  ХХIV Международных Рождественских образовательных чтениях в г. Москве. 

Международные Рождественские образовательные чтения — это  церковно-общественный форум в  сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, ежегодно проводимый в Москве. В нём приняли участие члены Священного Синода, представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы, члены Правительства России, Москвы и регионов России, священники, деятели науки, культуры и искусства, руководители органов управления образованием, заведующие дошкольными учреждениями, директора и педагоги школ, гимназий, ректоры и преподаватели, студенты вузов, представители социальной сферы, силовых ведомств,  региональная общественность.

В этом году  Рождественские образовательные чтения были посвящены теме «Традиция и новации: культура, общество, личность»,  как обычно, они проходили под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в них приняли участие более 17 000 делегатов из всех регионов России, а также представителей Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Греции, Латвии, Эстонии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, ДНР и ЛНР. Работа велась в рамках основных 17 направлений, было проведено порядка 170 мероприятий: круглые столы, лекции, дискуссии, тренинги, научные конференции, семинары, открытые уроки, мастер-классы, выставки, посвященные темам современного развития общества, церкви, системы образования, семейных ценностей, казачества, патриотического воспитания и многое другое. Состоялось награждение победителей  конкурса «За нравственный подвиг учителя» и конкурса детского рисунка «Красота Божьего мира». Участники форума познакомились с выставками икон, творческих работ, изданий педагогической, методической и духовной литературы, а также посетили концерты, спектакли, показы фильмов.

Реальными плодами Чтений являются взаимодействие участников, прежде всего, обмен опытом, придающий мощный импульс духовному просвещению, вдохновляя участников в области педагогической, научной, исследовательской, социальной деятельности к новым свершениям.

    Торжественное открытие XXIV Рождественских образовательных чтений состоялось 25 января 2016 года в Государственном Кремлёвском дворце, где присутствовало около 6 000 делегатов. Вначале прозвучало обращение  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам форума, участникам чтений направил обращение и президент РФ В.В. Путин. С трибуны Кремлёвского дворца мы услышали выступления полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.Д.Беглова, председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкина, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Садовничего, заместителей министров иностранных дел, образования и науки, культуры, митрополитов Ювеналия  и Меркурия. Обстановка открытия чтений была торжественной и волнительной, были озвучены успехи и обозначены проблемы внедрения в систему образования РФ курса «Основы Православной культуры», звучали пожелания в адрес участников форума. По окончании официальных выступлений состоялся торжественный концерт с участием всенародно почитаемого и любимого композитора Александры Пахмутовой. Особым волнительным моментом  церемонии открытия Рождественских чтений стало  дружное пение всего зала  «Песни о Москве» (Т.Хренников – В.Гусев):

                                                       И в какой стороне я не буду,

                                                       По какой не пройду я траве,

                                                       Друга я никогда не забуду,

                                                       Если с ним подружился в Москве.

В последующие дни работы форума была напряженная работа в секциях, которые проходили, как в  Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и монастырях, Храмах Москвы, так и в учебных заведениях (школах, д\садах, вузах). 

Те, кто, хоть раз побывал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, наверняка, никогда не забудут свои впечатления. Как известно, Храм Христа Спасителя был восстановлен в  1999 году  по сохранившимся старинным чертежам  русско-византийского стиля и в то же время поражает своей современностью. Великолепие снаружи и внутри просто завораживает всех посетителей своим небывалым величием. А те, кто побывал в Зале Церковных Соборов (нам часто показывают его по телевидению во время церковных собраний) поражает богатством и великолепием росписей на стенах,  удобством кресел и современным оборудованием для организации работы, как научной конференции,  так и концертной программы. Тут же расположены Сергиевский, Красный, Белый, Патриарший залы, конференц-зал, там наиболее удобно проводить конференции, семинары, круглые столы.

Для нас, педагогов, большой интерес представляла, конечно, не только теоретическая, но  и практическая работа в образовательных учреждениях г. Москвы, поэтому на семинар «Опыт реализации программы «Истоки и воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании в рамках VIII Межрегиональной научно-практической конференции на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 37» собрались участники из 26 регионов РФ и 190 образовательных учреждений г. Москвы. (Коллеги во время встреч отзывались об этой программе, как наиболее востребованной в сельской местности и в глубинке России, хотя мы смотрели опыт успешной реализации ее так же и в самом центре Москвы).Нас приветствовали организаторы семинара во главе с директором школы Бариновой Татьяной Юрьевной. После просмотра практических занятий с дошкольниками «Сказочное слово», «Мастера и рукодельницы» состоялся обмен мнениями, подведение итогов семинара, где совершенно неожиданно прозвучало от всей души теплое приветствие для нас, жителей Луганской Народной Республики. По итогам регистрации на семинаре, организаторы увидели, что в зале присутствуют представители ЛНР и попросили нас встать. Несколько минут оваций всего зала в поддержку  педагогов Донбасса, которые не смотря ни на что, не оставляют своего служения и продолжают нести доброе, вечное детям, нельзя забыть  никогда. Люди плакали, обнимали нас, пожимали руки, спрашивали, чем помочь, предлагали сотрудничество наших образовательных учреждений. Школьники приготовили для нас чудесный Рождественский подарок – спектакль «Щелкунчик» в постановке школьного православного театра. (с опытом работы этого учреждения вы можете познакомиться как на сайте школы, так и на сайте «Лучики-солнышки» руководителя школьного театра  заслуженного учителя Российской Федерации Бодрягиной Людмилы Леонидовны)

В процессе работы на семинаре удалось заручится поддержкой и обменяться координатами для сотрудничества и научного руководства  – кандидата педагогических наук Потаповской Ольги Михайловны. Тема её диссертации для меня очень актуальна – «Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции». (Вы можете найти ее лекции о духовно-нравственном воспитании для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов, которые можно слушать на портале http://predanie.ru/Olga_Potapovskaya/, прочитать статьи из опыта работы с дошкольниками и младшими школьниками на образовательном портале Слово www.portal-slovo.ru/authors/11.php, а также ее авторские сценарии праздников на том же сайте «Лучики-солнышки»)

Каждый день Рождественских чтений приносил новые встречи, открытия, обмен мнениями с коллегами, приобретение интересных и новых методических разработок, пособий, программ.

Особо важным для нас  было установление контактов с организаторами грантового конкурса «Православная инициатива» в рамках работы практического семинара «Оценка эффективности социальных проектов», где удалось обговорить особый статус участия в конкурсе наших учреждений в условиях  банковской системы ЛНР, сложности с получением грантовых средств и варианты сотрудничества с нами. Хочется подчеркнуть, что грант – это не волонтерская помощь. В нашем городе был опыт получения д\садом «Ягодка» гранта конкурса «Православная инициатива» в сумме    100 тыс. рос. рублей в 2011 г., что позволило обустроить для детей современную театральную студию. Однако, сегодня имеются организационные сложности, связанные со статусом нашей республики, которые, мы, надеемся нам удастся преодолеть. И таким напутствием прозвучало выступление одной из участниц семинара. Она процитировала слова из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенными в Женеве: «Господь никогда не помогает лентяям, никогда не помогает тем, кто ничего не делает, потому что Он не может потакать человеческой слабости. Он поддерживает только наши усилия. И когда мы сочетаем усилия, предпринимаемые нами для решения проблем, с которыми сталкиваемся, и одновременно просим у Господа помощи, тогда и происходит это сочетание Божественного и человеческого в жизни, и мы становимся сильнее. И эта сила не зависит от нашего физического здоровья, не зависит от нашего служебного положения или социального положения, потому что это сила Божия». Будем надеяться, что усилия наших педагогов в Республике по духовно-нравственному воспитанию детей будут так же поддержаны  силой Божьей и принесут  хорошие плоды.

Еще одним ярким впечатлением для меня стало торжественное закрытие чтений, на которое было приглашено всего 1300 гостей, так как число мест в зале Церковных Соборов ограничено. Мне удалось побывать и на этом замечательном мероприятии, где были подведены итоги чтений, награждены победители конкурсов, торжественная церемония завершилась концертом-мистерией из десяти музыкальных эпизодов, связанных в единую композицию на темы русской духовной музыки в исполнении Московского Синоидального хора (художественный руководитель и дирижер хора А. Пузаков).

Однако работа форума по секциям продолжалась и после официальной церемонии закрытия, например, мероприятие по теме «Основы православной культуры в системе образования»  оставило самые теплые впечатления и воспоминания у всех участников семинара. Благословил семинар Епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии  и обратился к участникам с Приветственным словом, в котором говорилось, что «тема Секции прямо указывает на три важнейшие силы, от которых зависит наше благополучие, наше будущее…- «Церковно-государственно-общественное партнерство в продвижении ОПК в систему образования»  и процитировал утвержденную 31 декабря 2015 года Указом Президента РФ «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации», пункт 79: «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путём внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры». Владыка Серафим обратил внимание собравшихся на то, что в Стратегии ««Воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Вот об этой консолидации на разных уровнях и говорили участники форума. Важно было осмыслить как успехи, так и трудности на этом пути, сформулировать прогнозы о перспективах влияния Церкви, государства и общества на социальное и нравственное благополучие подрастающего поколения.                                

      Сегодня в России происходит осуществление важнейших для будущего страны и всего мира проектов. Одним из таких проектов является курс «Основы православной культуры». От частной инициативы, от одного первого учебника с таким названием родился грандиозный проект, получивший не только, общероссийское, но и мировое значение. Важнейшим событием стал факт благословения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II первого учебника с таким названием и дальнейшей разработки целого направления ОПК. Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подтвердило продолжение концептуальной стратегии развития религиозно-культурологического образования и правильность формулировки названия учебного курса и направления в образовании и науке. А Правительственные документы, начиная с 2009 года, закрепили название «Основы православной культуры» на государственном, федеральном уровне.                  ( Подробности на сайтах http://www.orthodoxopk.ru/ и http://www.fondopk.ru, где так же можно бесплатно скачать раскраски, задания, развивающие игры по ОПК для дошкольников и младших школьников).

На чтениях говорилось о необходимости  создания условий для повышения качества преподавания ОПК и его распространению. «Важнейшим из таких условий является добровольный выбор ОПК педагогом. Успех зависит от личности педагога, от пробуждения его желания и стремления к саморазвитию и самообразованию в соответствии со своими талантами, образованием и т. д. И во-вторых, нужно продолжать работу по разработке и распространению ОПК в созданных условиях, не форсируя события.

В рамках  Рождественских чтений подобные вопросы поднимались и на других заседаниях, секциях, были опубликованы в православных журналах, изданных к Рождественским чтениям. Так, например, вызывает интерес опыт работы приходских методистов в Митино, о котором рассказала Дарья Кочкина в своей статье. На приходах российских храмов введены должности катехизатора, специалиста по работе с молодежью или приходского методиста, в их задачи входит оказание методической помощи учителям ОПК, работа с родителями. Особенно на собраниях, где родители выбирают курс ОПК. Вызвано это прежде всего тем, что анализ выбора курса ОПК по регионам России показал, что выбор только отчасти зависит  от количества русских или  православных и атеистов в регионе, но во многом связан с позицией местных властей, церкви, поддержке учителей. Так, одни и те же регионы в центральной части России подают резко отличающиеся цифры выбора ОПК, при том же этническом и религиозном раскладе.                                                                                                         Низкий процент  выбора курса ОПК во многом связан и с позицией педагогов, которые непосредственно и опосредованно влияют на  родителей. Это связано с тем, что одни из педагогов не готовы, боятся преподавать ОПК из страха оказаться некомпетентными перед детьми, что-то не знать по предмету. Кто-то просто не хочет брать на себя дополнительную информационную нагрузку. Есть такие, которые сознательно дистанцируются, поскольку чтобы преподавать его честно, они сами должны продумать свою личную позицию по отношению к православной вере, к Богу, решить для себя какие-то мировоззренческие вопросы. И кроме того, какие бы не были замечательные пособия или методические разработки по ОПК, ничто не заменит живого общения. И вопросов так много, что священнику просто физически невозможно ответить каждому преподавателю, да и в силу разных причин педагогу легче обратится к такому специально подготовленному прихожанину, как показывает опыт.

 И даже, не смотря на то, что заседание круглого стола после семинара затянулось до позднего вечера, остались самые светлые чувства от общения с коллегами-педагогами, священниками. Запомнились выступления из практики работы по «Основам православной культуры» многих участников семинара. Приятно было видеть  учителей общеобразовательных учреждений, горящих идеей духовного возрождения России, желающих привлечь  молодое поколение к изучению основ своей истории, веры, культуры, верно оценивающих попытки фальсификации российской и мировой истории таких, как

-Елисов Андрей Владимирович, учитель истории, обществознания и курса «Основы православной культуры» Саваслейской средней общеобразовательной школы Нижегородской области, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Серафимовский учитель», поэт, автор методических разработок, победитель регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Нижегородской области. Его педагогические открытия, опыт работы со школьниками заслуживает особого внимания учителей ОПК. Найдите его сайт http://pritcha-elisova.ucoz.ru/, где можно воспользоваться методическими материалами и видео-, прочитать авторские притчи и т.д. к  урокам ОПК.

 Огромный интерес вызвало выступление доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН, капитана 1-го ранга, полковника юстиции Введенского Евгения Александровича. Ему удалось создать кадетскую школу «Московский объединённый морской корпус Героев Севастополя» № 1700 г. Москвы, которую, судя по отзывам в Интернете, выпускники называли «лучшей школой в мире». Такого результата удалось добиться Е. А. Введенскому, преобразуя заброшенную школу (где был местный центр по распространению наркотиков) в школу с духовно-нравственными ориентирами. Е.А.Введенский оставил уникальный опыт создания в школе домового храма Св. праведного Феодора Ушакова. По окончании семинара мне удалось и лично побеседовать с Евгением Александровичем и пожать ему руку, как настоящему офицеру, за спасение душ и жизней нескольких сотен московских мальчишек. Семинар объединил нас духовно, вызвал желание сотрудничать, делиться опытом и продолжать работу на ниве духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

         Хочется обратить ваше внимание на сайт и интернет-магазин Издательства «Про-Пресс», гдг представлен комплект УМП по ОПК Янушкявичене О.Л. и протоиерея Виктора Дорофеева, а также ПРОПИСИ по церковно-славянскому языку. Еще заслуживает внимания и литература изданная Сектором церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии УМК для церковно-приходской школы. На чтениях они представляли комплект соей методической литературы, с которым можно ознакомиться на прайс-листе и заказать при необходимости.

И завершением наших встреч стало знакомство с победителем телевизионного вокального шоу «Голос» - иеромонахом Фотием (Мочаловым),  насельником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии, регентом монастырского хора. В рамках работы семинара педагогам было предложено послушать живое исполнение произведений разных жанров одним голосом, одним разносторонним талантом (классических произведений на итальянском языке, романсов и  церковных православных произведений). Это планировалось и как метод обучения, и подарок участникам, которые приехали на Секцию по ОПК из разных регионов России и из-за рубежа. Участникам семинара была предоставлена возможность послушать не только великолепный голос и удивительное исполнение, но и себя, то, как их душа отозвалась на разные произведения: когда она возносилась в восторге и восхищении, когда погружалась в воспоминания, когда грустила… Иеромонах Фотий исполнил 6 произведений, в том числе своё новое авторское духовное песнопение. А чтобы прочувствовать особенность воздействия церковных гимнов, им было предложено приехать в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и услышать их во время богослужения, где он служит регентом. Хочется надеяться, что своим творчеством этот человек привлечет внимание многих молодых людей к тому, что есть еще и другая музыка, иной, достойный и светлый образ жизни и служения, который всегда был уважаем и почитаем на Руси. А у нас, участников семинара, от знакомства с иеромонахом Фотием осталось ощущение покоя, света  и чистоты в душе.

После выступления о. Фотия удалось  с ним побеседовать и даже попросить автограф и передать пожелания нашим жителям Луганской Народной Республики. Вот оно: «Желаю Божьего укрепления! Фотий».

Будем уверены, что Господь не оставит наш многострадальный народ Луганщины и укрепит педагогов на пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

 


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Опыт детского сада № 3 «Ягодка» по духовно-нравственному воспитанию представлен в Луганском педагогическом университете
  • 10 Апрель 2024
  • 10 апреля 2024 г. заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина приняла участие в работе Регионального круглого стола «Речевое развитие детей дошкольного возраста», организованном в ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» и представила опыт работы педагогического коллектива по теме: «Влияние древнерусской литературы (Жития святых) на духовно-нравственную сферу личности дошкольника». Коваленко Ирина обратила внимание присутствующих на Указ Президента РФ от 09.11.22г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей отведена православию» (п.6). Осветила актуальные вопросы реализации Программы воспитания Федеральной образовательной Программы дошкольников на практике, акцентировала внимание на том, что молодое поколение в Древней Руси воспитывалось на примере жизни святых и сделала вывод на основе практического опыта о необходимости и сегодня включить в работу с дошкольниками знакомство с жизненным подвигом православных святых, что позволит возрождать и сохранять традиционные ценности нашего народа. В представленных методических разработках, особый интерес у присутствующих вызвал цикл Минуток Духовности «Святые воины Руси», где детям в доступной их пониманию форме представлен высокий идеал жизненного пути святых воинов – Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Кроме того, были представлены образцы детских книг из библиотеки детского сада и созданные педагогами для ребят книжки-раскраски для самостоятельной работы детей. В дошкольном детстве очень важно познакомить детей с высокими идеалами подвижнической жизни святых, оставить незабываемые впечатления, которые лягут в основу формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка, заложат фундамент патриотизма и гордости за свою Родину, вызовут желание посвятить свою жизнь на служение ближним и Отечеству. Со всеми представленными материалами работы заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» предложила ознакомиться на сайте Чадца моя http://chadtcamoya.prihod.ru/?ysclid=lupvjxned1512867188
  • Илья Муромец – богатырь Земли Русской
  • 05 Апрель 2024
  • В детском саду № 3 «Ягодка» для воспитанников старших и подготовительных
    групп, а также для учащихся 1-А и 1-Б классов ОШ № 8 г. Краснодона прошли Минутки
    Духовности «Святые воины Руси. Илья Муромец». Ребятам рассказали о русском
    богатыре, его славных ратных подвигах, о которых слагали былины в те давние времена.
    Дети узнали о том, что тридцать лет Илья лежал на печи, ни ногой, ни рукой не шевелил и
    горевал: «Был бы я здоров, не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».
    Оказывается, что однажды пришли к нему в дом странники, калики перехожие, да
    попросили принести им воды напиться, и случилось чудо - встал Илья на ноги, и почуяв в
    себе силу богатырскую, принес воды. И наказали они ему, что сила та на добрые дела дана
    - биться с врагами земли родной да с разбойниками, защищать вдов, сирот, малых
    деточек. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты мультипликационного и
    художественного фильмов о битве Ильи Муромца с войском татарским и с Соловьем-
    Разбойником, узнали о том, что, состарившись он стал монахом, что причислен к лику
    святых, и что наши воины обращаются к нему за помощью в ратном деле. На Минутке
    Духовности ребята рассуждали о том, почему богатыря назвали Муромцем, и для чего
    была дана ему сила богатырская, и как каждому мальчику нужно использовать свою силу.
    Сегодня богатырь Илья Муромец не забыт, его считают своим покровителем солдаты и
    офицеры Ракетных и Пограничных войск России. В его честь освящают храмы, ставят
    памятники.
    Участники мероприятия получили на память книжку-раскраску «Святые воины
    Руси. Илья Муромец» с заданием: рассказать дома о храбром и сильном богатыре,
    нарисовать стрелу каленую и найти секрет, где спрятался Соловей-Разбойник. Илья
    Муромец, как защитник земли русской, через века служит примером для потомков.
    Рассказывая детям о жизни святого воина Руси, надеемся на то, что его ратные подвиги и
    любовь к Родине, станут образцом для подражания мальчишкам.
     
    Фото проведения Минутки Духовности http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118393#gallerytop
Все новости


"Икона дня":
Поиск



  Искомое.ru
"Православный календарь":
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов