Доклад заведующего ГДОУ КДС комбинированного вида №3 «Ягодка» Коваленко И.В. на ХХV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях «1917–2017: уроки столетия»
Возрождение святоотеческих традиций духовно-нравственного воспитания в государственном дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы ГДОУ КДС № 3 «Ягодка» Луганской Народной Республики»)
Ваше Преосвященство Владыка Николай, уважаемые участники секции!
Сердечно вас приветствую от лица педагогов Луганской Народной Республики. Мы продолжаем работать, не смотря на постоянные угрозы возобновления активных боевых действий. Но верим и надеемся, что Бог не оставит наш многострадальный народ - мир вернется в наши дома. Трагические события на Донбассе послужили мощным стимулом возрождения Православной веры и святоотеческих традиций. Следует отметить, что прошедший, 2016 год был объявлен главой Республики «Годом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и молодежи», Советом Министров принято постановление «Об утверждении программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы». В Государственном Национальном Университете открыт Духовно-просветительский центр, который является новатором в области духовно-нравственного воспитания в высшей школе. Дипломы семинарии впервые были приравнены к диплому бакалавра, что позволило нашим священникам получить специальность теологов и религиоведов и стать преподавателями ОПК в школах, читать лекции учителям на курсах повышения квалификации, поступить в аспирантуру. Во всех школах Республики введен новый обязательный предмет «Основы Православной культуры» в 4-5 классах, а для учащихся 6-11 классов проводятся «Часы духовности» с активным участием православных священников. Нередко можно встретить и группу школьников на экскурсии в Храме. Во многих дошкольных учреждениях проводятся православные праздники для малышей, открыты экспериментальные площадки. Всё это свидетельствует об уникальном опыте укрепления связей между светской образовательной системой и Православной Церковью, повышением значимости святоотеческих традиций в обществе и роли духовенства в образовании и воспитании молодежи. Мы живем в уникальное время, когда государственная власть официально выразила свое положительное отношение к святоотеческим традициям православной культуры и наша молодая республика может стать научной педагогической лабораторией и экспериментальной площадкой духовного возрождения не только для ЛНР, но и для всего русского мира.
В нашем государственном дошкольном образовательном учреждении города Краснодона № 3 «Ягодка» на протяжении нескольких лет успешно реализуется авторская Программа духовно-нравственного воспитания на основе Православных праздников «Лето Господне», как результат экспериментальной работы в течение 2009-2014 гг. Все наши сценарии созданы в соавторстве со священником, и опубликованы в республиканской педагогической прессе и в методическом пособии Луганского Национального Университета. Программа широко используется педагогами д\садов, учителями ОПК, воскресных школ, а так же учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность вопроса формирования личности именно в раннем детстве хорошо описал ученый, педагог, священник В. В. Зеньковский: «Ведь именно в течение раннего детства закладываются основы личности, формируются ее главные интуиции, ее первый, но и важнейший по своей психической влиятельности опыт. Именно в это время определяется основная «установка», впоследствии выражающая тип человека. Все это формируется под покровом внешних процессов в глубине детской души, и не только дитя не понимает того, что в нем происходит, но не понимаем и мы... Нельзя здесь же не отметить, что детская душа именно в этот период особенно нежна и хрупка. Иной раз незначительные, казалось бы, события глубоко оседают в душе ребенка и дают себя знать всю жизнь. Нередко уже значительно позднее, когда из семени, попавшего в это время в душу ребенка, выросли уже плоды, мы начинаем понимать, что корни той или иной черты, нашедшей свое выражение ныне, уходят именно к раннему детству… Закрытость процессов, происходящих в это время, так велика, что мы не можем проникнуть в них иначе, как с помощью гипотетических построений. Ведь наиболее существенные процессы, точнее — наиболее существенная сторона во всех процессах имеет свое место за пределами сферы сознания; дитя вбирает в себя огромный материал, которым, однако, не владеет».
Получив Православие от греков, Древняя Русь приняла от них и первых учителей, и традиции византийских христианских школ с доминантой нравственного воспитания над обучением, в том числе, по-видимому, и традиции дошкольного образования. Первые учебные заведения были открыты, при монастырях и храмах и, отчасти, сохранили свои традиции вплоть до начала ХХ в. в церковно-приходских школах, где представляли собой синтез религиозных знаний, христианской нравственности и умственного развития. Учение представлялось не обучением и воспитанием, а духовным возрастанием человека, совершающимся под руководством Церкви. Средствами для этого являлись - личный пример, участие в Церковных Таинствах, воспитание страха Божия, молитва, покаяние, послушание, труд, чтение Евангелия, исполнение дел милосердия. Важнейшим среди педагогических средств учителя признавалась любовь. Дошкольное воспитание в России традиционно осуществлялось в семье, именно этим можно объяснить, что первые дошкольные общественные учреждения были открыты только во второй половине ХIХ века, опирались на европейский опыт были благотворительными или частными и очень малочисленны.
После революции 1917 года Церковь законодательно отделили от школы, в тоже время, значительно возросло количество дошкольных образовательных учреждений в стране, что было связано с массовым привлечением женщин к работе на производстве. Как известно, содержание образовательных программ в СССР вплоть до 90-х годов ХХ века было ориентировано на коммунистическую идеологию. Однако, разрушить традиции православного воспитания в семье, которые складывались веками, было не так-то просто. Ведь их носителями, даже после революции, оставались не только верующие и служители Русской Православной Церкви, но и многие педагоги-практики, а также ученые, которые осуществляли свою деятельность на основе христианских ценностей, и та часть эмигрантов, которые продолжили и сохранили лучший опыт православной русской школы, оказавшиеся за рубежом (например, научные труды в области православной педагогики Василия Васильевича Зеньковского и др.).
Во многих и многих семьях за 70 лет советской власти, в той или иной степени, была сохранена православная традиция воспитания малыша-дошкольника, не смотря на бури общественных перемен за стенами дома. Давайте вспомним, и наших бабушек в белых платочках, которые на протяжении всего времени гонения на Церковь составляли основной контингент прихожан. Они продолжали крестить новорожденных, благословлять и молится за своих детей и внуков, пекли куличи и красили яйца на Пасху, показывая истинный подвиг не отречения от Христа и воспитывая детей, прежде всего, своим примером жизни. И всё это сделало возможным, в начале 90-х годов ХХ века, процесс ренессанса православной педагогической культуры, ее активной интеграции в жизнь российского общества, хотя, к сожалению, не стало заметным и приоритетным явлением в отечественной педагогике, в том числе потому, что в общественной, экономической и политической жизни страны проводились реформы по западным и американским образцам. На опустевшее место духовно-нравственного воспитания на основе коммунистической идеологии в дошкольные учреждения с легкостью, без особых разрешений и обсуждений, вошло и осталось до сих пор язычество, прячась за благородным словом «народоведение» и с акцентом на традициях языческих праздников. Это кому-то казалось даже естественным и актуальным, в эпоху парада суверенитетов республик на всем постсоветском пространстве. Затем, вдруг, появились праздники Святого Валентина, Хеллоуин и т.д., справедливости ради, нужно сказать, что были и есть попытки бессистемного празднования Пасхи, Рождества, Святителя Николая, но, если обратится к педагогической прессе, где предлагаются сценарии для воспитателей детского сада, то вы там найдете все, кроме Православия - это и рождественские гадания и католические традиции переодевания в Святого Николая, зазывание леших т.д. И, как правило, именно такой вариант не вызывает ни у кого из родителей ни вопросов, ни жалоб.
«Православный компонент дошкольного образования» (разработан с учетом «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года.) является замечательным документом, но разработан для: • православных дошкольных образовательных организаций; • православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
Представляем вам опыт работы в обычном государственном детском саду, не связанный с приобщением к религиозной практике. Мы пытаемся отвоевать ту нишу, которую заняло язычество. Например, празднование Масленицы, где сделан акцент не на блинах и хороводах вокруг чучела, а на прощенном воскресении и традиции просить прощения у близких. На празднике Святителя Николая мы рассказываем о его жизни в доступной форме и переносим акцент с получения подарков, на тайное доброделание, к которому привлекаем и старших детей, а подарки, конечно, все получают, но это-то оказывается, не главное. В праздновании Рождества даже для самых маленьких мы нашли доступную и приемлемую форму пересказа Рождественской истории из Евангелия, не заигрывая перед детьми, но и излагая ее с учетом возрастных особенностей. Если Советская Власть, при воспитании дошкольников, успешно использовала новые праздники: 7 ноября, 1 мая, дни памяти Ленина, то логично и своевременно сегодня ввести, в обязательную программу дошкольного воспитания, такие праздники, как Покров, Святителя Николая, Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы с обязательной разработкой конспектов-занятий, в содружестве с Православным священником в рамках общекультурного и духовно-нравственного воспитания детей, не зависимо от принадлежности к религиозным конфессиям семьи. У нас есть опыт, когда такая работа ведется со всем контингентом детей в течение года, а в конце года мы приглашаем на экскурсию в Храм только часть детей, чьи родители выразили свое согласие письменно и зачастую родители тоже присоединяются к экскурсии. Кроме того, мы не меняем содержание занятия, оно проводится по одному и тому же сценарию каждый год, но подрастая, ребенок принимает в нем разное, посильное участие.
Современный ребенок, за редким исключением, не может получить знания о святоотеческих традициях православных праздников в семье, а дошкольному учреждению, реализующему программу духовно-нравственного воспитания, это вполне по силам. Мы убедились в том, что информация о православном празднике была нова и интересна не только детям, но и родителям, педагогам. Отсюда следует еще одна проблема – кадровая. Мы ее решили с помощью создания инициативной группы. Праздники общесадовые их готовит инициативная группа из 2-3 человек, которую возглавляет воцерковленный педагог. Воспитателям необходимо только закрепить и поддержать в группе те знания и представления о празднике, которые дети получили на занятии. К положительному советскому наследию 1917-2017 годов можно отнести эффективную, слаженную систему дошкольного образования, которой ранее никогда не было в России. Если в школьной системе можно обратиться к опыту церковно-приходской школы или преподаванию Закона Божьего в гимназиях, то в детском саду такого большого положительного опыта из прошлого нет. Именно этим можно объяснить, что многие программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Ведь в этом возрасте проще повторить опыт школьного урока (занятия) Закона Божия или основам православной культуры, просто дополнив его игровыми технологиями с учетом возраста. А как возрождать духовные традиции в детском саду с детьми 2-4 лет? Мы в своей практике воспользовались идеями К.Д. Ушинского о праздниках, со всеми, относящимися к ним обрядами, как источнику познания народной мудрости, души, традиции, уклада жизни нашего народа. Ведь и в той дореволюционной патриархальной семье 2-х летнего ребенка вели на праздник в Храм, дарили подарки на именины, рассказывали о жизни Христа, Богородицы и Святых Угодников Божьих. Мы тоже решили взять эти традиции за основу и, учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, облачили рассказы из Евангелия или преданий Церкви, о традициях праздника в театрализованное действие, доступное ребенку для восприятия.
Примером для воспитателя мы взяли опыт преподавания в воскресной школе Святого Праведнаго Иоанна Крондштатского, который в основу своих взаимоотношений с детьми положил безусловную любовь. И тон взяли не авторитарный, учительский или назидательный без которого, конечно, иногда нельзя обойтись на уроке (занятии), а доверительный и полный любви к детям. Мы приглашаем детей-дошкольников и младших школьников на праздничное представление театра кукол, посвященное Православному празднику, на котором не страшно не знать правильного ответа на вопрос, в котором можно активно участвовать и даже играть, не замечая, что учишься. Мы не применяли назидательных бесед о правилах поведения, а показывали спектакль, где герои принимали трудные решения, как поступить, если ты взял чужое или обидел кого-нибудь. Дети рассуждали о том, что такое любовь, честность, доброта, совесть, узнавали о том, что добрые дела нужно делать тайно, как Святитель Николай, знакомились с Евангельской историей рождения Иисуса Христа и детскими годами Богородицы, учились поздравлять именинника с праздником. Слушали церковный хор и рассказ священника, как празднуют тот или иной праздник в церкви. Мы не видели смысла разделять детей по возрастам во время проведения такого занятия-праздника в виде спектакля, ведь в семье и 2-х летний малыш и 7-летний играют вместе. Старшие дети отвечали на вопросы взрослых, маленькие активно участвовали в играх, получая незабываемые впечатления о традициях православного праздника. Мы представляем образовательную методику, успешно опробованную на протяжении ряда лет, в обычном, государственном дошкольном учреждении. Данная методика учитывает особенности психологии дошкольного возраста, имеет духовно - нравственную направленность и основана на святоотеческих традициях. Универсальность и гибкость позволяет применить её в различных дошкольных учреждениях (например – для детей с особенностями развития, признавая их равенство в духовном возрастании), а также оставляет место для вариаций и поиска. Например, учителя ОПК начальных классов предпочли использовать драматизацию наших спектаклей. В детском саду, где нет театральной студии – воспитатели показывали настольный театр, или делали вертеп для показа Рождественской истории, используя самодельных кукол. В основу праздника можно также положить 10 минутный просмотр видеофильма кукольного спектакля, который выставлен на нашем сайте «Чадца моя». Кроме того, возможно посильное использование нескольких праздников из программы, расширение или сокращение вступительной части, учитывая уровень подготовленности участников.
Подведем итоги. Мы уверены, что начинать возрождение духовности на святоотеческих традициях необходимо с раннего детства и во всей системе государственных дошкольных учреждений, а не только в рамках работы православных детских садов или групп. Как показывает наш опыт, это не только необходимо, но и возможно. Благодарю за внимание.
Назад к списку
Новости
- День матери в детском саду
- 21 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» в рамках работы по авторской программе духовно-нравственного воспитания «Лето Господне» и согласно плана мероприятий воспитательной работы к празднованию Дня матери для детей средних, старших и подготовительных групп прошли Минутки Духовности на тему «Праведные Иоаким и Анна – родители Богородицы». Ребята приняли активное участие в беседе о своей семье, рассказали о родителях, о любви к маме. Прослушав фрагмент песни «Богородица - Матерь Света» (сл. Н. Бородай, муз. В. Малышев), дети узнали о том, что на Руси с давних времен особенно почитали Богородицу, называли ее Матерью Света, Любви и Добра, обращались к ней за помощью в скорбях и бедах. Воспитанники с интересом смотрели мультимедийную презентацию о чудесном рождении маленькой Марии в семье Иоакима и Анны, сопереживали вместе с ними печаль, что не было у них детей, сорадовались чуду рождества Богородицы. Особые эмоции у малышей вызвал рассказ о том, как Анна печалилась, глядя на гнездо птиц, что даже у птичек есть птенчики, а у нее нет дитя. С большим вниманием слушали рассказ педагога об особенной радости ожидания малыша в каждой семье, о любви матери к своим детям. В заключении мероприятия ребята получили набор детских книг с иллюстрациями для рассматривания в группе. А также детям предложили подготовить подарок к празднику и обязательно сказать маме добрые, нежные слова о своей любви. По окончанию мероприятия некоторые из детей спрашивали у педагога: «Я тоже чудо? Меня тоже ждали, как и те родители?». Конечно, каждого малыша с любовью, радостью и надеждой ждали родители, и особенно, мама. Не забудь поздравить свою маму с праздником.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118497#gallerytop
- Сказание о Петре и Февронии для малышей
- 15 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона на основе работы по авторской программе «Лето Господне» по духовно-нравственному воспитанию и мероприятий воспитательной работы, посвященных Году Семьи прошли Минутки Духовности «Сказ о Петре и Февронии» (Поговорим о любви, семье и верности) для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ребята внимательно слушали рассказ педагогов и рассматривали слайды мультимедийной презентации о победе Петра над злым змеем, который прилетал мучать людей в городе Муроме, о болезни князя-победителя и о том, как простая деревенская девушка Феврония исцелила князя. Воспитанники рассуждали, где взял Петр Агриков меч, правильно ли поступил князь, оставив Муром. Дети с большим интересом посмотрели фрагмент мультфильма «Сказ о Петре и Февронии», рассмотрели иллюстрации в книгах, прослушали песню «Петр и Феврония» (слова и музыка Елены Абрамновой), узнали о том, что Петр и Феврония стали примером вечной любви, супружеской верности и поныне русские люди почитают их, как святых чудотворцев и покровителей семьи и брака. «Жизнь прожили добрую, славную, друг без друга себя не мыслили. Их любви и верной и преданной, все дивились как чуду дивному».
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118496#gallerytop
Практические материалы http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/1217718