ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
Казалось бы, что Рождество – это праздник, о котором все и всё знают. Это веселье, елки, огоньки, подарки. Нам, педагогам детского сада, вначале показалось это таким простым делом. Проведем веселый зимний праздник, что же тут особенного? Но на практике все оказалось совсем не так.
У современных педагогов детство проходило в советское время, поэтому Рождество для них - это что-то из старого дореволюционного времени или иностранного фильма. Гораздо понятнее нам было веселье Нового года, в праздновании которого, как будто растворился и стал незаметен праздник Рождества.
Для ребят-школьников праздник остается чаще всего только домашним, так как проходит он во время зимних школьных каникул, когда некому рассказать ребятам чудесную Рождественскую историю или познакомить с традицией празднования нашим народом Рождества. Отгремели шумные Новогодние утренники и ребята отправились отдыхать по домам – следующий веселый праздник, о котором все вспомнят – это Старый Новый год.
Да и с дошкольниками нам удавалось провести в предпраздничные рождественские дни только разучивание колядок, кроме того, традиционно в эти дни посещаемость детей была ниже обычной, ведь празднование Нового года продолжалось во многих семьях до конца школьных каникул. Поэтому, первое, что мы решили сделать – это провести праздник-занятие Рождества в дни Святок. (7 января-18 января), обычно12-13 января, когда уже школьники вышли на занятия и могли дружно посетить наш праздник.
Праздники Рождества начинались в нашем детском саду с театра. Оказывается очень давно, в Греции родился миниатюрный кукольный театр, который назывался Вифлеемским ящиком. У нас, в Украине такой театр-ящик называли «вертеп», в Белоруссии «батлейка», в Польше – «шопка». Спектакли в нем показывали на Рождество. А вертеп представлял из себя двухэтажный ящик в виде дома. На верхнем этаже появлялась Дева-Мария с Младенцем, пастухи и волхвы-мудрецы. А на нижнем ярусе был злой царь Ирод.
Изучая историю театра, мы решили изготовить миниатюрный кукольный театр «Вертеп» для детей. Сделали мы его из обычной коробки, которую превратили в пещеру и обычной глины, из которой вылепили героев Рождественской истории. Вот тогда и возникли наши первые вопросы. А как звали мудрецов и как они выглядели, какие они принесли подарки Младенцу Христу, и почему именно ладан, золото и смирну. В какие одежды были одеты Мария и Иосиф, сколько было пастухов, что такое ясли, как выглядит вифлеемская звезда и каким должен быть царь Ирод и многое, многое другое.
На все эти вопросы мы находили ответы не только в книгах, но и советовались со священником, потому что не так-то просто было во всем этом разобраться. Оказалось, что мудрецы были кто постарше, кто помоложе (мы отразили это в сценарии), что вифлеемская звезда особенная – у нее 8 концов (именно такую носят на палочке колядники), что именно пастухам первым явился Ангел с вестью о рождении Христа, потому что у них было чистое и доброе сердце.
Мы уверены, что у наших детей тоже чистое и доброе сердце, только этим можно объяснить тот факт, что дети 2-3 лет смотрели с неподдельным вниманием и интересом настоящую историю Рождества. Мы думали, что это будет трудно для их восприятия, но оказалось, что Рождественская история «слушается сердцем». И самым необычным было то, что несколько лет назад мы в Рождество показывали ребятам сказку «Чудо на Рожденство» про девочку-сироту и ее друзей зверят, где было все, но не было самой истории Рождества и ее героев – Марии, Иосифа, Младенца Христа и т.д. …Казалось, все переведено на детское восприятие – зверюшки, подарки, но такой отдачи, такого праздничного настроения у детей и взрослых, как от «Рождественской истории» ни мы, ни дети тогда не получили.
Открытием для нас стало и то, что сущность праздника Рождества в доброте сердца, сочувствии, умении увидеть тех, кто нуждается в помощи и помочь им, принести и им радость праздника. Недаром в старые времена в нашем народе было принято вспоминать в этот праздник всех, кому нужна помощь: о больных, бедных, несчастных.
Именно поэтому для беседы о Рождестве с ребятами наши педагоги выбрали рассказ «Рождественский Ангел» (Приложение № 1), где милость детского сердца поражает своей глубиной, добротой, чистотой и красотой каждого, кто слушает эту Рождественскую историю.
Старшие дети слушали рассказ, затаив дыхание, воспитатель отметила, что такой тишины она никогда еще не слышала в группе. Дети буквально замерли, воспринимая поступок девочки, которая отдала все свои подарки тем, кто нуждался в них в Рождественскую ночь больше всего. Они переспрашивали педагога: « А эта девочка была настоящий Ангел?». Наверное, каждый из нас может быть, как Ангел, ну, а тем более, дети.
Младшим ребятам педагог тоже прочитала рассказ «Рождественский Ангел», и хотя никаких особенных вопросов ребята не задавали, следующий день показал, что история произвела глубокое впечатление на души детей. Одна из воспитанниц (Лера М.) принесла пакет конфет и угощала ими всех ребят группы, вспоминая поступок девочки из рассказа, причем этот пример в последующую неделю подхватили и другие ребята. Так, что Святки в группе прошли в угощении друг друга от всего сердца.
Для закрепления впечатлений у детей о празднике хорошо зарекомендовали себя: изготовление Рождественских открыток и подарков, от самых простых – разукрашивание 8-конечной вифлеемской звезды до открыток с Рождественским сюжетом, который ребята уже смогли прокомментировать. (Приложение № 2)
Уже традиционным стало приглашение на Рождество школьников из начальных классов ОШ № 8, которая расположена по соседству. После первого посещения нашего праздника, самое большое впечатление мы произвели на учителей. Выходя из зала учителя рассеяно благодарили нас, говоря: «Вы, знаете, мы совсем не знали истории Рождества. Спасибо.». На следующий год ребята ждали уже приглашения к нам на праздник, разучили колядки.
Во вступительной части нашего занятия-утренника школьники узнали, что Рождество – это не только веселье и подарки под елкой. Да и, оказалось, что многие ребята воспринимают колядки только как веселый поход за угощением, так и не заметив главного - ведь колядники –Христа славить ходили, всем несли весть, что Христос родился. На востоке Украины, в казачьих станицах, тех, кто приходил в Рождественскую ночь славить Христа, так и называли – Христославы. На нашем празднике ребята узнавали много нового, поэтому кукольный спектакль « Рождественская история» ученики начальной школы смотрели с неподдельным интересом.
Исторически в нашей стране сложилось так, что сегодня Рождество мы празднуем, как государственный праздник, но, к сожалению, даже не все взрослые знают события той Святой ночи или затрудняются в какой форме донести это детям. А ведь знать историю Рождества, традиции праздника просто необходимо. Без знаний евангельских событий, традиций праздников невозможно понять многие художественные произведения украинской и мировой культуры, оценить поступки наших предков, изучая историю страны, да и просто быть образованным, культурным человеком и патриотом.
Священник Андрей Берсенёв Свято-Благовещенский Храм
г. Краснодона Луганской области
Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона
Приложение № 1
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ
Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.
Из книги: Свет Христова Рождества. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений. Москва, Отчий Дом, 2003.
http://happy-school.ru/publ/rozhdestvenskie_rasskazy/rozhdestvenskij_angel/73-1-0-872
Приложение № 2
Назад к списку
Новости
- Опыт детского сада № 3 «Ягодка» по духовно-нравственному воспитанию представлен в Луганском педагогическом университете
- 10 Апрель 2024
- 10 апреля 2024 г. заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина приняла участие в работе Регионального круглого стола «Речевое развитие детей дошкольного возраста», организованном в ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» и представила опыт работы педагогического коллектива по теме: «Влияние древнерусской литературы (Жития святых) на духовно-нравственную сферу личности дошкольника». Коваленко Ирина обратила внимание присутствующих на Указ Президента РФ от 09.11.22г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей отведена православию» (п.6). Осветила актуальные вопросы реализации Программы воспитания Федеральной образовательной Программы дошкольников на практике, акцентировала внимание на том, что молодое поколение в Древней Руси воспитывалось на примере жизни святых и сделала вывод на основе практического опыта о необходимости и сегодня включить в работу с дошкольниками знакомство с жизненным подвигом православных святых, что позволит возрождать и сохранять традиционные ценности нашего народа. В представленных методических разработках, особый интерес у присутствующих вызвал цикл Минуток Духовности «Святые воины Руси», где детям в доступной их пониманию форме представлен высокий идеал жизненного пути святых воинов – Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Кроме того, были представлены образцы детских книг из библиотеки детского сада и созданные педагогами для ребят книжки-раскраски для самостоятельной работы детей. В дошкольном детстве очень важно познакомить детей с высокими идеалами подвижнической жизни святых, оставить незабываемые впечатления, которые лягут в основу формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка, заложат фундамент патриотизма и гордости за свою Родину, вызовут желание посвятить свою жизнь на служение ближним и Отечеству. Со всеми представленными материалами работы заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» предложила ознакомиться на сайте Чадца моя http://chadtcamoya.prihod.ru/?ysclid=lupvjxned1512867188
- Илья Муромец – богатырь Земли Русской
- 05 Апрель 2024
- В детском саду № 3 «Ягодка» для воспитанников старших и подготовительныхгрупп, а также для учащихся 1-А и 1-Б классов ОШ № 8 г. Краснодона прошли МинуткиДуховности «Святые воины Руси. Илья Муромец». Ребятам рассказали о русскомбогатыре, его славных ратных подвигах, о которых слагали былины в те давние времена.Дети узнали о том, что тридцать лет Илья лежал на печи, ни ногой, ни рукой не шевелил игоревал: «Был бы я здоров, не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».Оказывается, что однажды пришли к нему в дом странники, калики перехожие, дапопросили принести им воды напиться, и случилось чудо - встал Илья на ноги, и почуяв всебе силу богатырскую, принес воды. И наказали они ему, что сила та на добрые дела дана- биться с врагами земли родной да с разбойниками, защищать вдов, сирот, малыхдеточек. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты мультипликационного ихудожественного фильмов о битве Ильи Муромца с войском татарским и с Соловьем-Разбойником, узнали о том, что, состарившись он стал монахом, что причислен к ликусвятых, и что наши воины обращаются к нему за помощью в ратном деле. На МинуткеДуховности ребята рассуждали о том, почему богатыря назвали Муромцем, и для чегобыла дана ему сила богатырская, и как каждому мальчику нужно использовать свою силу.Сегодня богатырь Илья Муромец не забыт, его считают своим покровителем солдаты иофицеры Ракетных и Пограничных войск России. В его честь освящают храмы, ставятпамятники.Участники мероприятия получили на память книжку-раскраску «Святые воиныРуси. Илья Муромец» с заданием: рассказать дома о храбром и сильном богатыре,нарисовать стрелу каленую и найти секрет, где спрятался Соловей-Разбойник. ИльяМуромец, как защитник земли русской, через века служит примером для потомков.Рассказывая детям о жизни святого воина Руси, надеемся на то, что его ратные подвиги илюбовь к Родине, станут образцом для подражания мальчишкам.Фото проведения Минутки Духовности http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118393#gallerytop