ЧАДЦА МОЯ - ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).

 

 


 

Казалось бы, что Рождество – это  праздник, о котором все и всё знают. Это веселье, елки, огоньки, подарки. Нам, педагогам детского сада, вначале показалось это таким простым делом. Проведем веселый зимний праздник, что же тут особенного? Но на практике все оказалось совсем не так.

У современных педагогов детство проходило в советское время, поэтому Рождество для них - это что-то из старого дореволюционного времени или иностранного фильма. Гораздо понятнее нам было веселье Нового года, в праздновании которого, как будто растворился  и стал незаметен праздник Рождества.

Для ребят-школьников праздник остается чаще всего только домашним, так как проходит он во время  зимних школьных каникул,  когда  некому рассказать ребятам чудесную Рождественскую историю или познакомить с  традицией празднования нашим народом Рождества. Отгремели шумные Новогодние утренники и ребята отправились отдыхать по домам – следующий веселый праздник, о котором все вспомнят – это Старый Новый год.

Да и с дошкольниками нам удавалось провести в предпраздничные рождественские дни только разучивание колядок, кроме того, традиционно в эти дни посещаемость детей была ниже обычной, ведь празднование Нового года продолжалось во многих семьях до конца школьных каникул.  Поэтому, первое, что мы решили сделать – это провести праздник-занятие Рождества в дни Святок. (7 января-18 января), обычно12-13 января, когда уже  школьники вышли на занятия и могли дружно посетить наш праздник.

 Праздники Рождества начинались в нашем детском саду с театра. Оказывается очень давно, в Греции родился миниатюрный кукольный театр, который назывался Вифлеемским ящиком. У нас, в Украине такой театр-ящик называли «вертеп», в Белоруссии «батлейка», в Польше – «шопка». Спектакли в нем показывали на Рождество. А вертеп представлял из себя двухэтажный ящик в виде дома. На верхнем этаже появлялась Дева-Мария с Младенцем, пастухи и волхвы-мудрецы. А на нижнем ярусе был злой царь Ирод.

Изучая историю театра,  мы  решили изготовить миниатюрный кукольный театр «Вертеп» для детей. Сделали мы его  из обычной коробки, которую превратили в пещеру и обычной глины, из которой вылепили героев Рождественской истории. Вот тогда и возникли наши первые вопросы. А как звали мудрецов и как они выглядели, какие они принесли подарки Младенцу Христу, и почему именно ладан, золото и смирну. В какие одежды были одеты Мария и Иосиф, сколько было пастухов, что такое ясли, как выглядит вифлеемская звезда и каким должен быть царь Ирод и многое, многое другое.

На все эти вопросы мы находили ответы не только в книгах, но и советовались со священником, потому что не так-то просто было во всем этом разобраться. Оказалось, что мудрецы были кто постарше, кто помоложе (мы отразили это в сценарии), что вифлеемская звезда особенная – у нее 8 концов (именно такую носят на палочке колядники), что именно пастухам первым явился Ангел с вестью о рождении Христа, потому что у них было чистое и доброе сердце.

Мы уверены, что у наших детей тоже чистое и доброе сердце, только этим можно объяснить тот факт, что дети 2-3 лет смотрели с неподдельным вниманием и интересом настоящую историю Рождества. Мы думали, что это будет трудно для их восприятия, но оказалось, что Рождественская история «слушается сердцем». И самым необычным было то, что несколько лет назад мы в Рождество показывали ребятам сказку «Чудо на Рожденство» про девочку-сироту и ее друзей зверят, где было все, но не было самой истории Рождества и ее героев – Марии, Иосифа, Младенца Христа и т.д. …Казалось, все переведено на детское восприятие – зверюшки, подарки, но такой отдачи, такого праздничного настроения у детей и взрослых, как от  «Рождественской истории» ни мы, ни дети тогда не получили.

Открытием для нас стало и то, что сущность праздника Рождества в доброте сердца, сочувствии, умении увидеть тех, кто нуждается в помощи и помочь им, принести и им радость праздника.  Недаром в  старые времена в нашем народе было принято вспоминать в этот праздник  всех, кому нужна помощь: о больных, бедных, несчастных.

Именно поэтому для беседы о Рождестве с ребятами наши педагоги выбрали рассказ «Рождественский Ангел» (Приложение № 1), где милость детского сердца поражает своей глубиной, добротой, чистотой и красотой каждого, кто слушает эту Рождественскую историю.

 Старшие дети слушали рассказ, затаив дыхание, воспитатель отметила, что такой тишины она никогда еще не слышала в группе. Дети буквально замерли, воспринимая поступок девочки, которая отдала все свои подарки тем, кто нуждался в них в Рождественскую ночь больше всего. Они переспрашивали педагога: « А эта девочка была  настоящий Ангел?». Наверное, каждый из нас может быть, как Ангел, ну, а тем более, дети.

Младшим ребятам педагог тоже прочитала рассказ «Рождественский Ангел», и хотя никаких особенных вопросов ребята не задавали, следующий день показал, что история произвела глубокое впечатление на души детей. Одна из воспитанниц (Лера М.) принесла  пакет конфет и угощала ими всех ребят группы, вспоминая поступок девочки из рассказа, причем этот пример в последующую неделю подхватили и другие ребята. Так, что Святки в группе прошли в угощении  друг друга от всего сердца.

Для закрепления впечатлений у детей о празднике хорошо зарекомендовали себя:  изготовление Рождественских открыток и подарков, от самых простых  – разукрашивание 8-конечной вифлеемской звезды до открыток с Рождественским сюжетом, который ребята уже смогли прокомментировать. (Приложение № 2)

Уже традиционным стало приглашение на Рождество школьников из начальных классов ОШ № 8, которая расположена по соседству. После первого посещения нашего праздника, самое большое впечатление мы произвели на учителей. Выходя из зала учителя рассеяно благодарили нас, говоря: «Вы, знаете, мы совсем не знали истории Рождества. Спасибо.».  На следующий год ребята ждали уже приглашения к нам на праздник, разучили колядки.

Во вступительной части нашего занятия-утренника школьники узнали, что Рождество – это не только веселье и подарки под елкой.  Да и, оказалось, что многие  ребята воспринимают колядки только как веселый поход за угощением, так и не заметив главного - ведь колядники –Христа славить ходили, всем несли весть, что Христос родился. На востоке Украины,  в казачьих станицах, тех, кто приходил в Рождественскую ночь славить Христа, так и называли – Христославы. На нашем празднике ребята узнавали много нового, поэтому кукольный спектакль « Рождественская история» ученики начальной школы смотрели с неподдельным интересом.

Исторически в  нашей стране сложилось так, что сегодня Рождество мы празднуем, как государственный праздник, но, к сожалению, даже не все взрослые знают события той Святой ночи или затрудняются  в какой форме донести это детям. А ведь знать историю Рождества, традиции праздника  просто необходимо.   Без знаний евангельских событий, традиций праздников невозможно понять многие художественные произведения украинской и мировой культуры, оценить поступки наших предков, изучая  историю  страны,  да и просто быть образованным, культурным человеком и  патриотом.

 

Священник Андрей Берсенёв Свято-Благовещенский Храм

г. Краснодона Луганской области

Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области

Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона

 

 

 

 

Приложение № 1

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ

 

Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.

 - Подайте милостыньку!

 Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.

 На землю опускалась святая, великая ночь Рождества Христова. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

 - Милостыньку не себе, деткам моим прошу...

 Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала. Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела...

 Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

 Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие, и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, а ее бедные детки голодны и несчастны.

 Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы. Потом слегла и потеряла последнюю работу. Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.

 Ради детей она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что ее дети хотят есть, что они встретят праздник голодные, несчастные, - эта мысль мучила ее. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек.

 "Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, Христа ради!"

 И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест ко Всенощной. Да, надо пойти помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.

 Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей, у всех веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. "Господи, помоги! Помоги!" - плачет она. И кому, как не Господу, Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бледному лицу.

 Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.

 - О чем вы плачете? - раздался за ней нежный голосок.

 Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее с милым участием глядели ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

 - У вас горе? Да? Бедная вы, бедная! - Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

 - Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой великий...

 - Не ели? Голодны? - На лице девочки выразился ужас. - Няня, что же это? Дети ничего не ели! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это? Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

 - Вот, возьмите, тут есть деньги... сколько, я не знаю... покормите детей... ради Бога... Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

 На глазах девочки навернулись крупные слезы.

 - Что ж, Манечка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет ли им Господь!

 - Ах, нянечка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

 - Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы недалеко, вот тут, в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.

 - Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!

 Девочка быстро вышла из церкви в сопровождении старухи.

 Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить своих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

 Она бежала домой изо всех сил.

 Вот и темная конурка. Три детские фигурки бросились к ней навстречу.

 - Маменька! Есть хочется! Принесла ли ты? Родная!

 Она обняла их всех троих.

 - Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

 В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль - что же дальше? Что дальше будет?

 - Ну, Господь не оставит! - говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

 Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

 - Скажи, мама, правда, что в Рождественскую ночь с неба слетает Рождественский Ангел и приносит подарки бедным детям? Скажи, мама!

 Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего Ангела в великую Рождественскую ночь, и этот Ангел приносит им подарки и гостинцы.

 - И елку, мама?

 - И ёлку, детки, хорошую, блестящую елку!

 В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворять. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

 Дети робко прижались к матери.

 - Это Ангел, мама, это Ангел? - тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

 Ёлка давно стояла уже на полу. Старуха-няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убрала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на "Ангела". И молчали, не двигаясь с места.

 - Вот вам, встречайте весело Рождество! - прозвучал детский голосок. - С праздником!

 Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

 "Рождественский Ангел" прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

 Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

 - Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери. - Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя.

 Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. Она в самом деле походила на Рождественского Ангела.

 

Из книги: Свет Христова Рождества. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений. Москва, Отчий Дом, 2003.

http://happy-school.ru/publ/rozhdestvenskie_rasskazy/rozhdestvenskij_angel/73-1-0-872

 

 

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Опыт детского сада № 3 «Ягодка» по духовно-нравственному воспитанию представлен в Луганском педагогическом университете
  • 10 Апрель 2024
  • 10 апреля 2024 г. заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» Коваленко Ирина приняла участие в работе Регионального круглого стола «Речевое развитие детей дошкольного возраста», организованном в ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» и представила опыт работы педагогического коллектива по теме: «Влияние древнерусской литературы (Жития святых) на духовно-нравственную сферу личности дошкольника». Коваленко Ирина обратила внимание присутствующих на Указ Президента РФ от 09.11.22г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей отведена православию» (п.6). Осветила актуальные вопросы реализации Программы воспитания Федеральной образовательной Программы дошкольников на практике, акцентировала внимание на том, что молодое поколение в Древней Руси воспитывалось на примере жизни святых и сделала вывод на основе практического опыта о необходимости и сегодня включить в работу с дошкольниками знакомство с жизненным подвигом православных святых, что позволит возрождать и сохранять традиционные ценности нашего народа. В представленных методических разработках, особый интерес у присутствующих вызвал цикл Минуток Духовности «Святые воины Руси», где детям в доступной их пониманию форме представлен высокий идеал жизненного пути святых воинов – Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Кроме того, были представлены образцы детских книг из библиотеки детского сада и созданные педагогами для ребят книжки-раскраски для самостоятельной работы детей. В дошкольном детстве очень важно познакомить детей с высокими идеалами подвижнической жизни святых, оставить незабываемые впечатления, которые лягут в основу формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка, заложат фундамент патриотизма и гордости за свою Родину, вызовут желание посвятить свою жизнь на служение ближним и Отечеству. Со всеми представленными материалами работы заведующий ГБДОУ № 3 «Ягодка» предложила ознакомиться на сайте Чадца моя http://chadtcamoya.prihod.ru/?ysclid=lupvjxned1512867188
  • Илья Муромец – богатырь Земли Русской
  • 05 Апрель 2024
  • В детском саду № 3 «Ягодка» для воспитанников старших и подготовительных
    групп, а также для учащихся 1-А и 1-Б классов ОШ № 8 г. Краснодона прошли Минутки
    Духовности «Святые воины Руси. Илья Муромец». Ребятам рассказали о русском
    богатыре, его славных ратных подвигах, о которых слагали былины в те давние времена.
    Дети узнали о том, что тридцать лет Илья лежал на печи, ни ногой, ни рукой не шевелил и
    горевал: «Был бы я здоров, не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».
    Оказывается, что однажды пришли к нему в дом странники, калики перехожие, да
    попросили принести им воды напиться, и случилось чудо - встал Илья на ноги, и почуяв в
    себе силу богатырскую, принес воды. И наказали они ему, что сила та на добрые дела дана
    - биться с врагами земли родной да с разбойниками, защищать вдов, сирот, малых
    деточек. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты мультипликационного и
    художественного фильмов о битве Ильи Муромца с войском татарским и с Соловьем-
    Разбойником, узнали о том, что, состарившись он стал монахом, что причислен к лику
    святых, и что наши воины обращаются к нему за помощью в ратном деле. На Минутке
    Духовности ребята рассуждали о том, почему богатыря назвали Муромцем, и для чего
    была дана ему сила богатырская, и как каждому мальчику нужно использовать свою силу.
    Сегодня богатырь Илья Муромец не забыт, его считают своим покровителем солдаты и
    офицеры Ракетных и Пограничных войск России. В его честь освящают храмы, ставят
    памятники.
    Участники мероприятия получили на память книжку-раскраску «Святые воины
    Руси. Илья Муромец» с заданием: рассказать дома о храбром и сильном богатыре,
    нарисовать стрелу каленую и найти секрет, где спрятался Соловей-Разбойник. Илья
    Муромец, как защитник земли русской, через века служит примером для потомков.
    Рассказывая детям о жизни святого воина Руси, надеемся на то, что его ратные подвиги и
    любовь к Родине, станут образцом для подражания мальчишкам.
     
    Фото проведения Минутки Духовности http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118393#gallerytop
Все новости


"Икона дня":
Поиск



  Искомое.ru
"Православный календарь":
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов