ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).
Казалось бы, что Рождество – это праздник, о котором все и всё знают. Это веселье, елки, огоньки, подарки. Нам, педагогам детского сада, вначале показалось это таким простым делом. Проведем веселый зимний праздник, что же тут особенного? Но на практике все оказалось совсем не так.
У современных педагогов детство проходило в советское время, поэтому Рождество для них - это что-то из старого дореволюционного времени или иностранного фильма. Гораздо понятнее нам было веселье Нового года, в праздновании которого, как будто растворился и стал незаметен праздник Рождества.
Для ребят-школьников праздник остается чаще всего только домашним, так как проходит он во время зимних школьных каникул, когда некому рассказать ребятам чудесную Рождественскую историю или познакомить с традицией празднования нашим народом Рождества. Отгремели шумные Новогодние утренники и ребята отправились отдыхать по домам – следующий веселый праздник, о котором все вспомнят – это Старый Новый год.
Да и с дошкольниками нам удавалось провести в предпраздничные рождественские дни только разучивание колядок, кроме того, традиционно в эти дни посещаемость детей была ниже обычной, ведь празднование Нового года продолжалось во многих семьях до конца школьных каникул. Поэтому, первое, что мы решили сделать – это провести праздник-занятие Рождества в дни Святок. (7 января-18 января), обычно12-13 января, когда уже школьники вышли на занятия и могли дружно посетить наш праздник.
Праздники Рождества начинались в нашем детском саду с театра. Оказывается очень давно, в Греции родился миниатюрный кукольный театр, который назывался Вифлеемским ящиком. У нас, в Украине такой театр-ящик называли «вертеп», в Белоруссии «батлейка», в Польше – «шопка». Спектакли в нем показывали на Рождество. А вертеп представлял из себя двухэтажный ящик в виде дома. На верхнем этаже появлялась Дева-Мария с Младенцем, пастухи и волхвы-мудрецы. А на нижнем ярусе был злой царь Ирод.
Изучая историю театра, мы решили изготовить миниатюрный кукольный театр «Вертеп» для детей. Сделали мы его из обычной коробки, которую превратили в пещеру и обычной глины, из которой вылепили героев Рождественской истории. Вот тогда и возникли наши первые вопросы. А как звали мудрецов и как они выглядели, какие они принесли подарки Младенцу Христу, и почему именно ладан, золото и смирну. В какие одежды были одеты Мария и Иосиф, сколько было пастухов, что такое ясли, как выглядит вифлеемская звезда и каким должен быть царь Ирод и многое, многое другое.
На все эти вопросы мы находили ответы не только в книгах, но и советовались со священником, потому что не так-то просто было во всем этом разобраться. Оказалось, что мудрецы были кто постарше, кто помоложе (мы отразили это в сценарии), что вифлеемская звезда особенная – у нее 8 концов (именно такую носят на палочке колядники), что именно пастухам первым явился Ангел с вестью о рождении Христа, потому что у них было чистое и доброе сердце.
Мы уверены, что у наших детей тоже чистое и доброе сердце, только этим можно объяснить тот факт, что дети 2-3 лет смотрели с неподдельным вниманием и интересом настоящую историю Рождества. Мы думали, что это будет трудно для их восприятия, но оказалось, что Рождественская история «слушается сердцем». И самым необычным было то, что несколько лет назад мы в Рождество показывали ребятам сказку «Чудо на Рожденство» про девочку-сироту и ее друзей зверят, где было все, но не было самой истории Рождества и ее героев – Марии, Иосифа, Младенца Христа и т.д. …Казалось, все переведено на детское восприятие – зверюшки, подарки, но такой отдачи, такого праздничного настроения у детей и взрослых, как от «Рождественской истории» ни мы, ни дети тогда не получили.
Открытием для нас стало и то, что сущность праздника Рождества в доброте сердца, сочувствии, умении увидеть тех, кто нуждается в помощи и помочь им, принести и им радость праздника. Недаром в старые времена в нашем народе было принято вспоминать в этот праздник всех, кому нужна помощь: о больных, бедных, несчастных.
Именно поэтому для беседы о Рождестве с ребятами наши педагоги выбрали рассказ «Рождественский Ангел» (Приложение № 1), где милость детского сердца поражает своей глубиной, добротой, чистотой и красотой каждого, кто слушает эту Рождественскую историю.
Старшие дети слушали рассказ, затаив дыхание, воспитатель отметила, что такой тишины она никогда еще не слышала в группе. Дети буквально замерли, воспринимая поступок девочки, которая отдала все свои подарки тем, кто нуждался в них в Рождественскую ночь больше всего. Они переспрашивали педагога: « А эта девочка была настоящий Ангел?». Наверное, каждый из нас может быть, как Ангел, ну, а тем более, дети.
Младшим ребятам педагог тоже прочитала рассказ «Рождественский Ангел», и хотя никаких особенных вопросов ребята не задавали, следующий день показал, что история произвела глубокое впечатление на души детей. Одна из воспитанниц (Лера М.) принесла пакет конфет и угощала ими всех ребят группы, вспоминая поступок девочки из рассказа, причем этот пример в последующую неделю подхватили и другие ребята. Так, что Святки в группе прошли в угощении друг друга от всего сердца.
Для закрепления впечатлений у детей о празднике хорошо зарекомендовали себя: изготовление Рождественских открыток и подарков, от самых простых – разукрашивание 8-конечной вифлеемской звезды до открыток с Рождественским сюжетом, который ребята уже смогли прокомментировать. (Приложение № 2)
Уже традиционным стало приглашение на Рождество школьников из начальных классов ОШ № 8, которая расположена по соседству. После первого посещения нашего праздника, самое большое впечатление мы произвели на учителей. Выходя из зала учителя рассеяно благодарили нас, говоря: «Вы, знаете, мы совсем не знали истории Рождества. Спасибо.». На следующий год ребята ждали уже приглашения к нам на праздник, разучили колядки.
Во вступительной части нашего занятия-утренника школьники узнали, что Рождество – это не только веселье и подарки под елкой. Да и, оказалось, что многие ребята воспринимают колядки только как веселый поход за угощением, так и не заметив главного - ведь колядники –Христа славить ходили, всем несли весть, что Христос родился. На востоке Украины, в казачьих станицах, тех, кто приходил в Рождественскую ночь славить Христа, так и называли – Христославы. На нашем празднике ребята узнавали много нового, поэтому кукольный спектакль « Рождественская история» ученики начальной школы смотрели с неподдельным интересом.
Исторически в нашей стране сложилось так, что сегодня Рождество мы празднуем, как государственный праздник, но, к сожалению, даже не все взрослые знают события той Святой ночи или затрудняются в какой форме донести это детям. А ведь знать историю Рождества, традиции праздника просто необходимо. Без знаний евангельских событий, традиций праздников невозможно понять многие художественные произведения украинской и мировой культуры, оценить поступки наших предков, изучая историю страны, да и просто быть образованным, культурным человеком и патриотом.
Священник Андрей Берсенёв Свято-Благовещенский Храм
г. Краснодона Луганской области
Коваленко Ирина Валентиновна - заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области
Кондратова Людмила Потаповна - учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона
Приложение № 1
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ
Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.
Из книги: Свет Христова Рождества. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений. Москва, Отчий Дом, 2003.
http://happy-school.ru/publ/rozhdestvenskie_rasskazy/rozhdestvenskij_angel/73-1-0-872
Приложение № 2
Назад к списку
Новости
- Масленица в детском саду
- 28 Февраль 2025
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона для всех возрастных групп прошли занятия-утренники, посвященные празднованию Масленицы в рамках реализации авторской программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Лето Господне». Для воспитанников педагоги подготовили представление кукольного театра «Приключения на Масленицу», играли в игру «Ребята узнали, что на Масленицу принято ходить в гости к друзьям и родным, угощать гостей блинами, что это дни подготовки к Великому Посту и подготовка к Пасхе, что последний день Масленицы называется Прощенным воскресеньем, когда принято просить прощение у тех, кого мы обидели. Малыши рассуждали почему Масленицу еще называют Сырной неделей, какие добрые дела может сделать каждый, помогали героям кукольного спектакля – дедушке собирать дрова, бабушке носить ведра, подсказывали, что делать, если поступил плохо, ответили на вопросы, когда нужно делать добрые дела и что же все-таки самое главное на Масленице, неужели только поесть блины? «Нет, блинами мы угощаем гостей, рады встрече с друзьями и близкими, а на Масленицу главное делать добрые дела, попросить прощения и помириться. А закончился праздник вкусным угощением – сладкими блинами.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118518#gallerytop
- Поговорим о любви и прощении
- 24 Февраль 2025
- В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона для детей старших и подготовительных групп прошлиМинутки Духовности «Притча о блудном сыне» (Поговорим о любви и прощении) в рамках работыпо духовно-нравственному воспитанию дошкольников на традиционных ценностях нашегонарода. Ребятам показали мультимедийную презентацию на основе «Притчи о блудном сыне» ифрагмент мультипликационного фильма о том, как младший сын, совершив недобрый поступок,сожалел о нем и вернулся к отцу попросить прощения. Дети рассуждали о том, что нужнопопросить прощения и исправиться, если совершил нехороший поступок, отвечали на вопросы,как вел себя герой притчи, как решил исправиться, о чем попросить отца и почему отец простилмладшего сына. Вместе с педагогами воспитанники пришли к выводу, что искреннее раскаяние,желание исправиться сына и любовь отца стали основой прощения. Дети рассмотрели картину,где младший сын в далекой стороне бедствовал и пас свиней, рассмотрели плоды дерева - рожки,которыми питались свиньи, обратили внимание на то, что завидев сына издалека отец выбежал кнему навстречу и обнял его. Также ребятам предложили рассмотреть фотографию, где маленькиймальчик крепко обнимает папу, ведь случается так, что дети не слушаются своих родителей, новедь можно все исправить, если мы обидели кого-нибудь…