Доклад "Из опыта духовно-нравств.воспитания в дошкольном государственном образовательном учреждении на основе Православных праздников". Выступление зав. ДОУ №3 «Ягодка» Коваленко И.В. на XX международных Рождественских образовательных чтениях.
Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
Вначале мне бы хотелось заметить, что никогда ранее не существовало такой централизованной и организованной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. И, если, ранее нравственное, а также и религиозное образование формировалось в семье, то в настоящее время оно в значительной мере заменено влиянием именно организованных коллективов, естественно, через те воспитательные программы, которые эти коллективы реализуют. И, как бы, порой, эти программы не казались нам привлекательными и научно обоснованными, только мы, педагоги – практики, постоянно общаясь с детьми, можем заметить истинное влияние этих программ на детей. Отметим и то, что современные молодые родители, в большинстве своем, не знают традиций духовного воспитания ребенка, но положительно относятся к возрождению православных ценностей.
Но как начать эту работу, на какие ориентиры, программы, установки опереться? Мы задали себе этот вопрос в конце 90-х годов, прослеживая печатные педагогические издания Министерства образования Украины и России. Вначале мы изучали только теоретические материалы, т.к. практические разработки в журналах противоречивы и сложны для использования. На первом педсовете по духовному воспитанию в 1999 году мы скорее констатировали существующие проблемы и исчезновения запретов с темы христианства в дошкольном воспитании. Однако, оказалось, что не так-то просто в муниципальном д\саду найти правильный, неконфликтный, и православный путь к духовному развитию детей. Предлагаемые в педагогической литературе программы и разработки занятий представляли в своем большинстве странный конгломерат из язычества, мистики и протестантизма, которые стыдливо прятались за словами «народоведение», «национальные традиции», и т.д. На праздники предлагались детям Рождественские гадания или обряд сжигания чучела Масленицы, в «народных» традициях предлагались игры с домовыми, изготовление амулета от кикимор, в «христианских рассказах» просматривалось явно не православное понимание любви: «Я люблю тебя, мамочка, за то, что ты меня так любишь» (куклу подарили).
Программы для Воскресных школ или Православных д\садов, к которым мы обратились, несли в себе глубокую религиозную составляющую и это давало нам правильное направление и понимании сути Православных праздников, но использовать в полной мере эти материалы не представлялось возможным в муниципальном д\саду, потому, что воспитание в таких учреждениях не декларируется, как православное.
Обращение к Программам духовно-нравственного воспитания дошкольников Н.Султановой, Н.Цилько, Гребеньковой В.А., Меньшиковой В.М. (г.Курск), Сунгуровой Е.А., Крячко А.А., Феоктистовой Т.Г., Шитяковой Н.П., Макеевой И.П., Штатной С.Ю., Потаповской О.М. тоже не решало тех задач, которые мы ставили перед собой, то есть воспитание у детей доброй нравственности, и подтолкнуло к созданию собственной Программы духовно-нравственного воспитания в детском саду. Мы стремились к тому, чтобы наша программа не повторяла общеобразовательную программу развития и воспитания детей в ДОУ в плане, только, приобщения детей к национальному фольклору, привития любви к природе и т.п. и в то же время не дублировала Программу Воскресной школы, где воспитанниками являются дети из православных семей, ведь в муниципальном д\саду это может привести к конфликту.
Система рукоделия, изобразительная деятельность или просто работа с русской народной сказкой может быть вполне использована в рамках существующей государственной программы с добавлением акцента на нравственно-духовную основу (изготовление открыток к Рождеству или беседа после чтения сказки). Построение Программы в виде цикла еженедельных занятий-уроков тоже совсем не подходило нам – дошкольники достаточно нагружены занятиями по общеобразовательной программе. Да и ведущей деятельностью в дошкольном возрасте все-таки является игра, а самым действенным воздействием, эталоном усвоением норм, правил поведения для ребенка во все времена была сказка. Так появились наши авторские сказки для кукольного спектакля, которые легли в основу занятия-утренника. Занятием мы назвали его потому, что дети во время кукольного представления становятся активными участниками действия, усваивают новые знания, закрепляют полученные ранее представления, делятся личным опытом. Кроме того мы заставляем их все время думать во время занятия, давать советы героям, как поступить, предлагаем пересказать только что услышанное от ведущих для героев спектакля, угощаем традиционными для каждого праздника блюдами, играем в игры духовно-нравственного содержания.
Такие Православные праздники, как Рождество, Покров, Троица, Святителя Николая, Сырная неделя (Масленица), Пасха в той или иной мере присутствуют в государственной программе и часто используются воспитателями в рамках изучения народоведения или национальных традиций. Поэтому мы построили нашу Программу «Лето Господне» на годовом круге Православных праздников, опираясь на слова К.Д.Ушинского о «могучем впечатлении» на ребенка праздников и произведение И.Шмелева «Лето Господне», создавшего «энциклопедию жизни православного человека» на основе своих детских воспоминаний. Хотелось бы оставить незабываемый, радостный, светлый образ Православного праздника в душе дошкольника, который послужит нравственным фундаментом для формирования личности ребенка. Кроме того, во время проведения занятия-утренника мы в ненавязчивой форме формируем представления у детей о добре и зле, хороших и плохих поступках, милосердии, прощении, послушании, воспитываем уважение к старшим, заботу о младших, даем нравственные образцы поведения, вызываем желание быть лучше, добрее.
В рамках Программы «Лето Господне» ежегодно проводится 9 занятий-утренников – для всех возрастных категорий детей - от 2-х лет. Для малышей 2-3 лет этого вполне достаточно для формирования положительных впечатлений, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели на свое усмотрение дополняют впечатления о празднике занятиями по рисованию, конструированию, играми духовно-нравственного содержания, чтением художественных произведений, составлением «Книги памяти воинов» и т.д. Наш опыт показывает, что Православную составляющую праздника нельзя отдавать для работы неподготовленному педагогу – все будет перекручено на личные впечатления, суеверия и такая работа будет не только не полезной, но и вредной для детской души. Поэтому главная формирующая основа нашей Программы – это праздники, которые проводит и организовывает инициативная группа Православных педагогов под руководством священника Православной церкви.
Такие праздники обучают не только детей, но и взрослых, что создает в дальнейшем предпосылки для полноценной работы в группе самого педагога. На первых семинарах, педсоветах мы так и ориентировали наших коллег – не знаете – не говорите ничего, пока только послушайте, поучаствуйте в празднике под руководством инициативной группы, уточните не понятные вам вопросы, продолжите работу в группе, опираясь на впечатления о празднике, закрепите полученные знания детей, поддержите возникшее желание быть лучше, добрее.
Еще одна из важных составляющих нашей работы по духовно-нравственному воспитанию – это обязательная помощь в работе педагогов священника Православной церкви, его соавторство, благословение, просто необходимо в условиях работы по духовно-нравственному воспитанию на основе Православия в обычном д\саду. Даже когда нам казалось, что все понятно и правильно, подсказка батюшки была очень нужна, чтобы мы не сбились с правильного пути и оставаться в русле позитивного следования.
За время создания и работы над Программой «Лето Господне» мы все изменились, даже общая атмосфера в д\саду. На одном из семинаров по духовно-нравственному воспитанию для методистов ДОУ Луганской области, на базе нашего д\сада, гостья пыталась сформулировать свои ощущения от работы нашего учреждения и сказала так: «Мы тоже много делаем, но у вас здесь какая-то такая особенная атмосфера везде, у нас такого нет». Думаем, что так светский человек передавал словами то благодатное впечатление, которое произвела на него работа на основе Православия.
Через некоторое время мы обратили внимание, что изменились наши дети. На праздниках ребята не балуются, как это обычно раньше было, и лица у ребят одушевленные, заинтересованные. На праздник они спешат с большим удовольствием. Совсем маленькие не могут словами передать полноту радости и все впечатления, которые получили на празднике: Дима К. (3 года) отвечал на вопрос, понравилось ли ему на празднике: «Очень понравилось, мне конфетку дали и сказали, чтобы я был хороший». Старшие ребята могут рассказать главное – суть праздника. Так, Соня Г. (6 лет), услышав дома разговор бабушки и мамы, что сегодня какой-то праздник, – сказала, что «Это Праздник Введения Богородицы, ее по ступенькам вели – это нам в садике рассказали».
Педагоги за время работы над Программой тоже изменились, от равнодушного признания себя «христианами вообще», до посещения Богослужений в Православном Храме. Да и конфликтных ситуаций, недоразумений в общении стало значительно меньше. Кроме того сотрудники заметили, что радость после проведения Православных праздников совсем иная, можно сказать благостная, чем от Новогодних утренников или праздника 8 Марта.
Родители наших воспитанников уже не относятся к нашей работе настороженно, они её приняли и за последние годы в семьях дошкольников появились начатки традиций празднования праздника Святителя Николая, Рождества, Пасхи и Троицы.
Мы предложили родителям анкеты об отношении их к Православию, введению факультативного курса «Основы православной культуры» и получили такой результат (2008-2011гг.):
В среднем 95% семей называют себя православными
(эта цифра почти не меняется из года в год);
· От 75% до 90% (в среднем 83%) положительно относятся к введению курса «Основы православной культуры»;
· 89% родителей выразили желание, чтобы их ребенок стал участником встречи с православным священником.
Участие нашего проекта «Лето Господне» в конкурсе «Православная инициатива» Фонда Преподобного Серафима Саровского и получение гранта позволило обустроить театральную студию, закупить новые декорации, куклы, занавес, стулья, осветительные приборы, муз.центр, что позволило вывести занятия-утренники на более высокий профессиональный уровень, использовать во время представления записи церковного песнопения, колокольного звона, а подключение к сети интернет и приобретение видеокамеры позволило нам в рамках проекта создать свой сайт «Чадца моя» на портале «prihod.ru».
Назад к списку
Новости
- День матери в детском саду
- 21 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» в рамках работы по авторской программе духовно-нравственного воспитания «Лето Господне» и согласно плана мероприятий воспитательной работы к празднованию Дня матери для детей средних, старших и подготовительных групп прошли Минутки Духовности на тему «Праведные Иоаким и Анна – родители Богородицы». Ребята приняли активное участие в беседе о своей семье, рассказали о родителях, о любви к маме. Прослушав фрагмент песни «Богородица - Матерь Света» (сл. Н. Бородай, муз. В. Малышев), дети узнали о том, что на Руси с давних времен особенно почитали Богородицу, называли ее Матерью Света, Любви и Добра, обращались к ней за помощью в скорбях и бедах. Воспитанники с интересом смотрели мультимедийную презентацию о чудесном рождении маленькой Марии в семье Иоакима и Анны, сопереживали вместе с ними печаль, что не было у них детей, сорадовались чуду рождества Богородицы. Особые эмоции у малышей вызвал рассказ о том, как Анна печалилась, глядя на гнездо птиц, что даже у птичек есть птенчики, а у нее нет дитя. С большим вниманием слушали рассказ педагога об особенной радости ожидания малыша в каждой семье, о любви матери к своим детям. В заключении мероприятия ребята получили набор детских книг с иллюстрациями для рассматривания в группе. А также детям предложили подготовить подарок к празднику и обязательно сказать маме добрые, нежные слова о своей любви. По окончанию мероприятия некоторые из детей спрашивали у педагога: «Я тоже чудо? Меня тоже ждали, как и те родители?». Конечно, каждого малыша с любовью, радостью и надеждой ждали родители, и особенно, мама. Не забудь поздравить свою маму с праздником.
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118497#gallerytop
- Сказание о Петре и Февронии для малышей
- 15 Ноябрь 2024
В ГБДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона на основе работы по авторской программе «Лето Господне» по духовно-нравственному воспитанию и мероприятий воспитательной работы, посвященных Году Семьи прошли Минутки Духовности «Сказ о Петре и Февронии» (Поговорим о любви, семье и верности) для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ребята внимательно слушали рассказ педагогов и рассматривали слайды мультимедийной презентации о победе Петра над злым змеем, который прилетал мучать людей в городе Муроме, о болезни князя-победителя и о том, как простая деревенская девушка Феврония исцелила князя. Воспитанники рассуждали, где взял Петр Агриков меч, правильно ли поступил князь, оставив Муром. Дети с большим интересом посмотрели фрагмент мультфильма «Сказ о Петре и Февронии», рассмотрели иллюстрации в книгах, прослушали песню «Петр и Феврония» (слова и музыка Елены Абрамновой), узнали о том, что Петр и Феврония стали примером вечной любви, супружеской верности и поныне русские люди почитают их, как святых чудотворцев и покровителей семьи и брака. «Жизнь прожили добрую, славную, друг без друга себя не мыслили. Их любви и верной и преданной, все дивились как чуду дивному».
Фото http://chadtcamoya.prihod.ru/gallery/view/id/1118496#gallerytop
Практические материалы http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/1217718